Обряды и приметы крещение


Обычаи, традиции, приметы и гадания Крещения Господня

Крещение Господне - один из главных христианских праздников, установленный в честь Иисуса Христа, богатый традициями, обычаями и приметами. Он начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник и знаменует конец Рождественских Святок. Обычаи, традиции, приметы и гадания Крещения Господня ведут начало от первых веков христианства, когда произошло Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В Библии говорится о том, что в момент крещения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно голос с небес провозгласил о том, что Иисус - Сын Божий. Еще этот праздник называют Богоявлением - в этот день Господь впервые явился полностью, как Отец, Сын и Святой Дух или Святая Единосущная Троица, в которую и верят христиане.

Содержание статьи:

Обряды на Крещение Господне

За долгие тысячелетия христианства сложилось множество крещенских традиций и обрядов. Главный обряд праздника – посещение богослужения, на котором освящают воду. Крещенская вода - это освященная определенным образом с помощью молитв чистая питьевая вода. Ее весь год бережно хранят и пьют с утра натощак с молитвой. Также освящалась вода в колодцах реках и озерах - этот обряд проводится и в наши дни. Вода, которая освящается в этот день - самая великая святыня, способная исцелить душу и тело.

Накануне Крещения мужчины вырезают во льду прорубь в виде креста, который устанавливают рядом. Возле креста происходит обряд Иорданского водоосвящения. Священник трижды опускает в прорубь крест и зажженный трехсвечник - вода крестится огнем. Прорубь называется "иордань", а освященная в ней вода - "великой агиасой", что означает "великая святыня". Верят в то, что крещенская вода - такая же святая и чудодейственная, как и вода Иордана, в которой крестился Иисус. Считается что, когда происходит крещение, на воду сходит благодать Святого Духа, которая освящает и прощает грехи, исцеляет болезни и является пагубной для демонов. Крещение дает способность любить Бога и ближних, и силы, необходимые для соблюдения заповедей. И каждый год мы имеем возможность с помощью благодатных вод, обновляющих весь мир и человека, пополнять эти силы. В праздник Крещения во дворах храмов можно увидеть длинные очереди из людей, желающих освятить воду. Однако те, кто не сумел прийти на службу по каким-либо причинам, могут набрать воду из любого водоема в крещенскую ночь. Считается, что во всех источниках в это время вода набирает свою целебную силу. Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, а также смывать накопившийся негатив.

Крещенские купания

Купание в проруби в ночь на Крещение Господне также стало всенародной традицией - этот обычай имеет символическое значение, напоминает людям о великом таинстве и необходимости очищения души на исповеди.

Крещенская вода – это настоящая святыня, которая исцеляет и укрепляет душевные и телесные силы человека. Вообще, на Руси считалось, что купание в проруби на Крещение способствует исцелению от многих недугов, поэтому такая торжественная процессия освящения возле проруби водоема совершается, чтобы сделать для людей доступным купание на Крещение. Вода, как живая материя, способна изменять свою структуру под воздействием информации, поэтому все зависит от мыслей в голове человека.

Одним из самых любимых у славян был и остается великий и всесильный праздник Рождества. Долгие века православие смешивалось с языческой культурой с ее традициями и суевериями, а многие обычаи на Рождество имеют языческие корни и никак не связаны с христианством. Многие народные приметы, суеверия и обычаи на Рождество Христово дошли и до наших дней.

Крещенские традиции и обычаи

У наших предков существовала масса традиций и обычаев празднования Крещения Господня, которые обязательно соблюдались и выполнялись. К примеру, обычай, связанный со святой водой: каждая хозяйка имела особый кувшин, который использовался только для сбора крещенской воды. В него в день праздника собирали снег, а после того, как он таял - относили в погреб. Применяли потом эту воду для снятия с себя и с дома сглаза и порчи, в случае болезней и различных хворей. Любое действие, совершенное со святой водой, люди сопровождали молитвой и искренней верой в благополучный исход.

Еще одна традиция, укоренившаяся много веков назад - освящение дома свежей крещенской водой. Для этого глава семьи должен взять ветвь вербы, принесенную из церкви во время празднования Пасхи, смочить ее крещенской водой и окропить все комнаты.

Вернувшись после вечернего молебна,наши предки защищали свой дом. Для этого мелом или с копотью от церковной свечи они рисовали над каждым дверным и оконным проемом по кресту.

Не менее важной традицией на праздник считался сбор за одним столом всех родственников, на который ставили самые разнообразные блюда.

Приметы на Крещение на погоду

В народе верят, что приметы, подмеченные на Господне Крещение - самые верные. Очень много крещенских примет связано с погодой, ведь наши предки очень зависели от сил природы.

  • Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
  • если в день Крещения стоит полнолуние, то весь январь следует ожидать такую погоду, которая была последующие три дня после праздника.
  • если в Крещение небо было ясное и безоблачное, то и до конца месяца погода будет морозной и ясной.
  • если Крещение попадает на Полнолуние, то весной можно ожидать сильных паводков;
  • если на Крещение идет дождь, то до конца января будет пасмурно и дождливо.
  • солнечная погода сулит засушливое лето;
  • ветер, дующий с южной стороны, сулит множество летних гроз.
  • полный месяц в Крещенскую ночь– к большому весеннему разливу.

Приметы на Крещение на урожай

Люди подмечали, какая погода будет в Крещение и связывали это с будущим урожаем:

  • если в этот день погода ясная и холодная – лето будет засушливое; пасмурная и свежая – к обильному урожаю.
  •  хороший урожай ожидают, если погода пасмурная и влажная;
  • яркое звездное небо также указывает на сухое лето, но и на урожай лесных даров;
  • коли на открытую воду пойдет туман, то хлеба будет много.
  • коли в Крещение собаки много лают, – будет вдоволь всякого зверя и дичи.
  • звездная ночь – лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель – к урожаю. Ясный день – к неурожаю.
  • если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчел получится много роев.
  • в крещенский полдень люди смотрели в небо - если на нем были синие облака, то верили в урожайный год.

К тому же, крещенному в праздник человеку всю жизнь будет сопутствовать счастье. С праздника Крещения в церквях открывается сезон венчания, который продлится вплоть до Масленой недели. В это время все желающие узаконить свои отношения перед Господом могут пройти таинство венчания и скрепить свой союз священными узами брака.

Крещенские развлечения

На Крещение молодежь развлекалась на снегу и льду: катались на санках и  коньках и устраивали карусели. Веселые колядовщики в этот праздник вновь обходили дома, колядовали и пели песни, поздравляя друг друга.

Ранее существовал обычай - парни и девушки после Крещения вновь могли собираться на "вечерю", где молодые люди присматривались друг к другу и выбирали себе пару.

Канун Рождества, который называется рождественский Сочельник всегда считался особенным. В это время нечистая сила гуляет по земле и даже позволяет заглянуть в потусторонний мир. Наибольший интерес гадания в Сочельник, в ночь перед Рождеством, вызывали у девушек, которые хотели узнать имя будущего супруга.

Крещенские гадания

Гадание на Крещение в старину было, пожалуй, самым популярным развлечением. Хотя гадание – это вовсе не религиозный обычай и к самому празднику Крещения Господня отношения не имеет, а восходит к язычеству, тем не менее молодежь занимается этим и поныне.

Гадали абсолютно на всем, что попадалось под руку - это могли быть предметы и животные, звуки, тени.   Толкование того, что девушка увидит в воде, зеркале, на стене или снегу, было искусством. В обычной капле воска на дне блюдца особо впечатлительные могли увидеть всю историю своей жизни.

Гадание по звукам
Несколько девушек в ясный лунный крещенский вечер ходили к дверям запертой церкви и пытались услышать то, что обещал им Новый год. Они прислушивались к звукам: кому-то мерещился или венчальный хор, или заупокойная служба. Замужество означал звук колокольчика, а глухой стук - скорую смерть.

Гадание на имя
Существовало гадание, которое с удовольствием выполняли и парни и девушки. Они спрашивали имя у прохожих – у женщин мужское, у мужчин - женское. Считалось, так будут звать будущего жениха или невесту.

Гадание по башмачку
«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Гадание с башмачком (туфелькой, валенком) – самое распространенное Крещенское гадание. Считалось, в какую сторону смотрит носок упавшего наземь башмачка, в такую сторону уведет невесту суженый. Башмачок нужно снять непременно с левой ноги. Если башмачок упадет в сторону дома — замужества в этом году не предвидится.

Гадание на снегу
В Крещенскую ночь нужно упасть навзничь на снег, а утром посмотреть на след. Если он остаётся гладким, то будущий муж будет смирный и спокойный. Если же след будет поврежден, то считалось, что муж будет драчливый.

Гадание на булочках
Девушки гадали на булочках, кто скорее замуж выйдет, при помощи собаки. Каждая из дома приносит булочку, выкладывают их в ряд, а потом запускают голодного пса. Чью булку схватит первую – та первой и замуж выйдет.

Гадание с кошкой
Кошка понадобится для гадания на исполнение желания. Загадайте желание и позовите кошку - если она переступит порог комнаты левой лапой, желание сбудется, если правой – не суждено.

Гадание с зеркалами
Считается, что это гадание самое опасное. Существует поверье, что из Зазеркалья можно не вернуться. Друг против друга ставятся два зеркала, между ними зажигаются свечи. В полночь девушка садится в темноте между двумя зеркалами и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха.

 Гадание по теням о судьбе
Для этого гадания нужно смять лист бумаги, положить его на блюдце и поджечь. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Рассматривая тень от сгоревшей бумаги, пытаться узнать будущее.

Гадание на сон
Это одно из самых распространенных гаданий. Девушка кладет под подушку гребенку, говоря: «Суженый-ряженый, причеши мне голову» - тот, кого она увидит во сне, и будет ее женихом.

Гадание на воске
Это гадание для тех, кто обладает недюжинным воображением. Зажженую свечу, когда она хорошо разгорится, наклонить над миской с водой и дать нескольким восковым каплям упасть в воду. Если получилось несколько мелких круглых фигур – это к деньгам. А большие фигуры можно истолковать так:

  • Виноград – означает любовь, дружбу, удачу, достаток.
  • Гриб – жизненную силу, упорство, долголетие.
  • Колокол – вести: ровный – к хорошим вестям, кривой или щербатый – к дурным, несколько колоколов – тревога.
  • Яблоко – это символ жизни, мудрости, здоровья. Если яблоко слишком кривое, то это означает искушение, которому лучше не поддаваться.

Но помните, во время гадания душа человека  - в руках нечистой силы, потому гадание всегда осуждалось церковью. Именно поэтому, в старину гадающие на следующий день, в Крещение, обязательно окунались в прорубь, смывая таким образом свои грехи.

Что нельзя делать на Крещение:

Набирать много крещенской воды - это грех, потому что крещенская вода - это духовное лекарство.
Разбавлять святую воду нельзя – не к добру.
Держа в руках святую воду категорически возбраняется ссориться или ругаться.
Крещенская вода теряет святость, если вы допускаете неблагочестивые мысли.
Из дома нельзя ничего выносить, а также давать деньги в долг перед Крещением Господним, иначе  потом весь год будете испытывать нужду.
Гадать после праздника Крещения  категорически нельзя;
В течение 10 дней после Крещения запрещалось стирать белье в реке, чтоб в святой воде было меньше нечисти.

Баптисты - Обряды и церемонии

Два основных обряда баптистской традиции - это крещение и причастие, или Вечеря Господня. В некоторых баптистских церквях практикуются и другие церемонии, и наиболее известные из них будут кратко описаны в конце этого подраздела. Тем не менее, крещение верующего и Вечеря Господня, несомненно, являются двумя наиболее распространенными и наиболее важными.

Отражая центральное место и важность жизни и деятельности Иисуса Христа, крещение и Вечеря Господня, особенно последняя, ​​являются почти универсальными среди многих традиций христианства.Тем не менее, между христианами существуют значительные различия в отношении природы, значения и режима этих двух обрядов. Таким образом, прежде чем перейти к обсуждению каждого из обрядов, необходимо понять баптистский взгляд на таинства.

Многие христианские традиции рассматривают крещение и Вечерю Господню как «таинства», часто описываемые как внешние и видимые признаки внутренней и духовной благодати. Баптистская традиция относится к числу христианских традиций, которые имеют другое понимание, часто обозначаемое термином «таинство».«

Этот термин отражает акцент на вере в то, что эти два действия, и только эти два действия, были учреждены - или предписаны - Иисусом Христом. Таким образом, понятие таинства подразумевает акцент на послушании, то есть христиане должны совершать эти действия, потому что сам Иисус установил или приказал их. Более того, термин «таинство» связан с символическим, а не сакраментальным пониманием природы обрядов. Для баптистов крещение и причастие - это не мистические обряды, через которые благодать Божья приходит к людям.Скорее, они являются выражением благодати, уже полученной от Бога. И хотя благодать принимается отдельными людьми, свидетельство об этой благодати должно передаваться другим христианам и вместе с ними; таким образом, эти обряды должны совершаться вместе с Церковью.

В последние годы некоторые баптисты начали использовать термин «причастие» и разработали модифицированное понимание крещения и причастия. В этом пересмотренном понимании считается, что благодать или «благодать» приходят к народу Божьему через крещение и причастие, но они не спасают благодать (например, рождение свыше).Скорее, это благословения, такие как обновленный или обновленный дух в результате размышлений о жизни и работе Христа или в результате особого времени общения с другими христианами.

Как следует из названия «Баптист», крещение занимает центральное место в этой христианской традиции. Однако эту важность следует понимать в контексте. Баптистская традиция возникла не в результате споров по поводу крещения. Скорее, баптистская традиция возникла в результате озабоченности по поводу природы и характера церкви или церквей.Вследствие и в связи с этими проблемами возникло изучение крещения и последующих практик крещения.

В основе баптистской традиции лежит вера в то, что Церковь состоит исключительно из людей, которые были духовно рождены свыше, сознательно и намеренно вверив себя Иисусу Христу как своему личному Господу и Спасителю. Таким образом, нужно сделать все возможное, чтобы членство в поместных церквях соответствовало этой реальности; то есть только искренне, сознательно рожденные свыше христиане должны быть признаны членами поместной церкви.Это понимание Церкви лежит в основе баптистского взгляда на крещение как исторически, так и богословски.

Крещение - это обряд, посредством которого человек, духовно рожденный свыше, свидетельствует об этом. Это выражение и свидетельство спасительной благодати Бога, уже полученной в результате сознательного выбора верить Богу во Христе. Педобаптизм (то есть крещение младенцев), таким образом, рассматривается как недействительный - на самом деле, не как крещение - а крещение в баптистской традиции часто называют «крещением верующего» или даже «крещением взрослого верующего».«Помня о баптистском взгляде на Церковь, описанном выше, можно понять, что крещение важно, потому что Церковь, особенно чистота Церкви, важна. Церковь предназначена только для духовно живых христиан, и крещение является свидетельством и людей, для которых это реальность.

Хотя первые баптисты не крестили погружением, то есть погружением в воду всего тела, это стало практикой в ​​результате изучения Нового Завета в течение двух или трех десятилетий.Некоторые баптисты приняли крещение погружением в воду в 1630-х годах, а вскоре после этого последовали генеральные баптисты. Таким образом, крещение погружением в воду было практически универсальной практикой среди баптистов с середины 17 века. Считается, что погружение согласуется с терминологией и языком Нового Завета, который связывает крещение с «спуском в воду» и «выходом из» воды (Деяния 8:39, Матфея 3:16), а также с символической последовательностью с отождествлением нового христианина со смертью (спуском) и воскресением (пришествием) Иисуса Христа.

,

Протестантизм - обряды и церемонии

Два самых важных обряда в протестантских церквях - это два таинства: крещение и Вечеря Господня. Многие из наиболее спорных богословских вопросов в протестантизме были сосредоточены или были связаны с пониманием этих таинств (или таинств), которые отделили не только протестантов от католиков, но и протестантизм на его невероятное разнообразие.

Причастие - это действие, через которое Божья благодать передается людям.У католиков есть семь таинств: крещение, конфирмация, исповедь, Вечеря Господня (Евхаристия), брак, рукоположение и чрезвычайное помазание (или помазание больных, ранее называвшееся последними обрядами). Лютер сократил этот список до двух таинств крещения и Вечери Господней. Он считал, что для того, чтобы быть таинством, Иисус в Евангелиях должен явно установить ритуал для Церкви. Иисус велит своим ученикам пойти и крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф.28:19), а во время Тайной вечери, преломляя хлеб, он велит им «делать это в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Другие ритуалы, хотя и важны, не соответствуют этому критерию. Это обряды, а не таинства. Обряды, предназначенные для особых случаев, таких как брак или рукоположение, совершаются во время «случайных служб». Все протестантские церкви последовали в этом примеру Лютера.

Реформатские, лютеранские, англиканские и методистские христиане продолжали практику крещения младенцев, хотя они не соглашались с католиками в том, что крещение строго необходимо для спасения (таким образом, они не поощряли экстренное крещение больных младенцев).Для Лютера крещение младенцев было знаком того, что спасение было чисто даром от Бога, а не актом человеческого понимания. Кальвин вдобавок утверждал, что между Богом и людьми был только один завет, знаком которого для израильтян было обрезание, а теперь для христиан - крещение. Крещение было точным функциональным эквивалентом обрезания среди евреев, поэтому христиане должны крестить примерно в восьмидневном возрасте, как это делали евреи.

Анабаптисты и баптисты утверждали, что, если спасение дается только по вере, обряд, символизирующий прощение грехов, не имеет смысла, если его проводят для кого-то слишком молодого, чтобы понять затруднительное положение греха и обещание прощения.Поэтому они крестят только тех, кто может ответственно признать грех и просить прощения (обычно в возрасте минимум 13 лет). Лютеране и реформатские богословы утверждали, что требование человеческого понимания означало как раз сделать спасение зависимым от человеческих способностей или действий, что противоречило смыслу представляемого и символизированного прощения.

Значение Вечери Господней было проблемой, которая изначально удерживала протестантов от создания единой церкви. Лютер считал, что тело и кровь Иисуса физически присутствовали вместе с элементами (хлебом и вином).Хотя люди не могли полностью понять это, Иисус не солгал, когда сказал: «Это мое тело», когда он поднял хлеб. Иисус был «внутри, с и под» элементами. Цвингли сказал, что Вечеря Господня была только символом, и это для Лютера ставило под сомнение надежность обетований, содержащихся в Священных Писаниях. Если это было потеряно, все потеряно.

Цвингли считал, что, когда Иисус поднял хлеб и сказал: «Это мое тело», он использовал образ речи. По Цвингли, собравшиеся за столом присутствовали, потому что они уже были членами тела Христа (через крещение).Празднование Вечери Господней - это воспоминание о прошлом событии (спасительная жертва Христа на кресте) и публичное заявление о членстве в сообществе, основанном Иисусом. Если можно говорить о божественном присутствии, то именно присутствие Духа формирует христианское сообщество. Для Цвингли было четкое различие между знаком и означаемым. Причастие не дает благодати - это делается непосредственно Святым Духом. Это указание верующих на то, что они уже получили благодать.

Кальвин попытался пройти средний путь между этими двумя позициями, хотя он был ближе к Лютеру, чем к Цвингли. Кальвин соглашался с Лютером в том, что Вечеря Господня действительно эффективна; он не просто символизировал что-то, что уже произошло, он заставил что-то произойти. Он спросил: «Почему Господь вложил в ваши руки символ Своего тела, если не уверил вас в истинном участии в нем?» Но Кальвин не мог читать отрывок «Это мое тело» так, как это делал Лютер.Для Кальвина на карту было поставлено местонахождение Христа и то, как Христос присутствует после распятия и воскресения Иисуса. Если физическое воскресшее тело Иисуса «сидит одесную Бога Отца Всемогущего», то, согласно Кальвину, оно не может быть с хлебом. Иисус телесно присутствовал на земле в течение своих тридцати с лишним лет во плоти, но теперь Иисус находится на небесах. Кальвин обвинил Лютера в том, что он хотел спустить тело Иисуса с небес и по крупицам отдать его. Для Кальвина в элементах было реальное присутствие Иисуса, но это было духовное присутствие.

,

В чем важность христианского крещения?

Вопрос: «В чем важность христианского крещения?»

Ответ:

Христианское крещение - одно из двух таинств, установленных Иисусом для церкви. Незадолго до Своего вознесения Иисус сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и уча их повиноваться всему, что Я повелел вам. И, конечно, Я с вами всегда, до скончания веков »(Матфея 28: 19–20).В этих инструкциях указывается, что церковь несет ответственность за обучение слову Иисуса, подготавливать учеников и крестить этих учеников. Это должно происходить повсюду («все народы») до «самого конца века». Итак, хотя бы по какой-либо другой причине, крещение имеет значение, потому что Иисус повелел ему.
Крещение практиковалось до основания церкви. В древние времена евреи крестили прозелитов, чтобы показать «очищенную» природу обращенных. Иоанн Креститель использовал крещение, чтобы приготовить путь Господу, требуя, чтобы каждого , а не только язычников крестились, потому что каждый нуждается в покаянии.Однако крещение Иоанна, означающее покаяние, не то же самое, что христианское крещение, как видно в Деяниях 18: 24–26 и 19: 1–7. Христианское крещение имеет более глубокое значение.

Крещение должно быть совершено во имя Отца, Сына и Духа - вот что делает его «христианским» крещением. Именно через это таинство человек принимается в общение с церковью. Когда мы спасаемся, мы «крестимся» Духом в Тело Христово, которым является церковь. В 1 Коринфянам 12:13 говорится: «Мы все были крещены одним Духом, чтобы образовать одно тело - евреи или язычники, рабские или свободные, - и всем нам было дано пить одним Духом.Крещение водой - это «реконструкция» крещения Духом.

Христианское крещение - это средство, с помощью которого человек публично исповедует веру и ученичество. В водах крещения человек без слов говорит: «Исповедую веру во Христа; Иисус очистил мою душу от греха, и теперь у меня есть новая жизнь освящения ».

Христианское крещение в драматическом стиле иллюстрирует смерть, погребение и воскресение Христа. В то же время он также иллюстрирует нашу смерть для греха и новую жизнь во Христе.Когда грешник исповедует Господа Иисуса, он умирает для греха (Римлянам 6:11) и воскресает к совершенно новой жизни (Колоссянам 2:12). Погружение в воду символизирует смерть греху, а выход из воды - очищенную святую жизнь, которая следует за спасением. Послание к Римлянам 6: 4 говорит об этом так: «Итак, мы были погребены с Ним через крещение в смерть, чтобы, подобно тому как Христос воскрес из мертвых славой Отца, мы тоже могли жить новой жизнью».

Проще говоря, крещение - это внешнее свидетельство внутренней перемены в жизни верующего.Христианское крещение - это акт послушания Господу после спасения ; хотя крещение тесно связано со спасением, это не требование для спасения. Библия во многих местах показывает, что последовательность событий: 1) человек верит в Господа Иисуса и 2) он крестится. Эта последовательность видна в Деяниях 2:41: «Те, кто принял весть [Петра], крестились» (см. Также Деяния 16: 14–15).

Новый верующий в Иисуса Христа должен пожелать креститься как можно скорее.В Деяниях 8 Филипп говорит «благую весть об Иисусе» эфиопскому евнуху, и «пока они шли по дороге, они пришли к воде, и евнух сказал:« Смотри, вот вода. Что может помешать мне креститься? »(Стихи 35–36). Сразу же они остановили колесницу, и Филипп крестил человека.

Крещение демонстрирует отождествление верующего со смертью, погребением и воскресением Христа. Везде, где проповедуется Евангелие и люди тянутся к вере во Христа, они должны креститься.

.

Смотрите также