Приметы и обычаи на воздвижение креста господня


традиции, приметы, обряды и заговоры

Когда будет Воздвижение в 2020 году

  • Дата Воздвижения 2020 - 27 сентября.

Праздник относится к непереходящим, каждый год его отмечают в один и тот же день. В православной традиции крестовоздвижение относится к двунадесятым, то есть двенадцати главным праздникам года. Этот день является в православие одним из важнейших, и с ним связано множество примет, поверий, обрядов и ритуалов.

Крест в христианстве является главным символом веры, ведь именно на кресте был распят иисус Христос. История праздника Воздвижения начинается в 4 веке, когда неподалеку от пещеры Гроба Господня были найдены три креста. Церковь утверждает, что истинный крест, на котором распяли Христа, исцелил женщину, когда та притронулась к нему. После обретения Животворящего Креста на месте его обретения было решено построить храм Воскресения Господня. Именно в этом храме каждый год мы можем наблюдать чудо Благодатного огня.

Дата праздника Воздвижения Креста Господня была установлена в тот день, когда храм достроили, через 10 лет с момента обретения.

В этот день заканчивается Бабье лето и осень полностью вступает в свои права.

Народные традиции и обычаи

До крещения Руси праздник 27 сентября называли «ставров день», считается, что это название произшоло от от греческого слова «ставрос» — крест. В этот день существовал обычай на стенах и дверях дома рисовать кресты мелом, углем, чесноком, тестом и даже кровью жертвенного животного. В хлев к скотине вешали кресты, связанные (гвозди было использовать нельзя) из ветвей рябины как символа солнца. Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть. Таким образом крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы. В дохристианской Руси символ креста являлся знаком солнца, тепла и жизни.

С праздником Воздвижения среди простых люди были связаны многие особенности быта. «Пришло сдвиженье – кафтан с шубой сдвинулся» (или «хлеб с полей сдвинулся»), – говорили в народе. Тем самым крестьяне намекали на скорый приход зимы и на уборку хлеба с полей.

На ставров день начинали заготавливать капусту на зиму - квасить и солить. Девушки часто устраивали капустные вечерки, которые могли длиться до двух недель. Согласно поверью, девушки, собиравшиеся на такие вечерки, должны были семь раз прочитать особое заклинание. После этого понравившийся парень влюблялся в девушку без памяти. Число семь было непростым (например, семь христианских таинств). Считалось, что помолившимся в этот день прощается семь грехов. А вот на того, кто Воздвижение не праздновал, должны были свалиться семь грехов.

Согласно поверьям, на Воздвижение птицы, змеи и насекомые уходят в волшебную страну Ирий, которая находилась на теплом море, на западе или юго‑западе земли. Море в народном сознании связано со смертью. С ней же связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце. Следовательно, волшебная страна Ирий не что иное, как древнеславянское представление о рае.

Что нельзя делать на Воздвижение

  • 27 сентября не начинали никаких важных дел.
  • В Ставорв день не отправляются в дорогу - леший запутает.
  • На Воздвижение не употребляют в пищу мясо, яйца, молоко и вообще все продукты животного происхождения.
  • По запретом — ссоры, брань и сквернословие.
  • Откажитесь в этот день от шумных посиделок и развлекательных мероприятий.
  • Нельзя заниматься тяжелой домашней работой, шитьем и рукоделием.
  • В этот день нельзя было ходить в лес.
  • В это время нельзя тревожить зверей — они готовятся к зимней спячке.
  • Нельзя оставлять окна и двери открытыми - может заползти змея.

Что нужно сделать в праздник 27 сентября

Накануне праздника Воздвижения Креста Господня каждый верующий христианин шел в храм на Всенощное бдение, которое завершается литургией и выносом креста для поклонения. Во время службы каждый может попросить Высшие Силы о помощи и раскаяться в неблаговидных поступках.

После службы нужно окропить кажды угол дома святой водой, читая молитву Честному Животворящему Кресту - это поможет отвадить от вашей семьи людей с дурными помыслами.

Также с церковной службы приносят три свечи, переплетают их вместе, зажигают и обходят свой дом или квартиру по периметру читая молитву:

«Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.»

Вечером хозяйки устраивали праздничные застолья. А так как 27 сентября - день строгого поста, то готовили блюда из капусты нового урожая. У каждой хорошей хозяйки был целый список своих фирменных блюд и капусты, которые подавали на стол.

На Воздвижение надо мелом нарисовать крест на входных дверях - таким образом вы защитите свой дом от болезней и недоброжелателей.

Приметы на Воздвижение

Праздник 27 сентября в народе считался сложным и даже опасным днем - запрещалось ходить в лес, полагалось держать строгий пост и придерживаться советов мудрых предков, чтобы не накликать беду.

  • Кто убьет змею на Воздвижение - на того семь несчастий воздвигнется.
  • На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.
  • Кто в этот день постится, тому семь грехов простится.
  • Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.
  • Птицы в этот день улетают в Ирий и если сегодня увидеть стаю перелетных птиц, то нужно обязательно загадать желание.
  • В лес лучше не ходить, потому что можно встретиться с лешим.
  • На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.
  • Змея, укусившая 27 сентября человека, не сможет уползти в теплые края, придется ей мерзнуть в зимнюю стужу.
  • Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда!

Также в Ставров день примечали погоду:

  • Гуси высоко летят – к большому полноводью, низко – к малому.
  • Северный ветер – к теплому лету.
  • С утра заморозки – зима будет ранней.
  • Ясная и теплая погода в Ставров день обещает теплую и затяжную осень.
  • С Воздвижения осень к зиме сдвигается.
  • Если в этот день дует холодный северный ветер, то следующее лето будет жарким.
  • В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

Магия, заговоры и обряды на Воздвижение

Среди знахарей Воздвижение считается энергетически мощным днем, благоприятным для разного рода колдовских дел, особенно любовных. В ночь под Воздвижение ведьмы собираются на шабаш на Лысой горе. А вот обычные люди в этот день в горы и леса не ходили – слишком велика была опасность повстречать целые полчища змей, больших и малых.

Возвижение также называют еще и Змеиным днем - в этот день все змеи уходят в норы. В магии славян змеям приписывалась колдовская сила. Особенно часто змеи использовались в любовных приворотах. Знахари советовали пойти в лес, убить змею, вытопить из нее жир и из этого жира сделать свечу, которую надо зажигать каждый раз, как почувствуешь охлаждение в любви. Но как только свеча полностью сгорит, пройдет и навсегда любовь.

Заговор на любовь

Собираясь вечером 27 сентября девушки читали в этот день особые заговоры, чтобы навсегда привязать к себе женихов. Вот один из них. С вечерней зари до полуночи прочитайте заговорные слова на дым от костра или печи.

«В сухом бору стоит сухой лес. В том лесу вся листва сухая, Сушь ту листву погоняет, На раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет По мне, по рабе Божьей (имя). Сохни ему без меня, вода, Не лезь в его рот без меня, еда, Сон, его обойди, Тоска‑сухота, на него найди По мне, по рабе Божьей (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Обряд на любовь

Девушка готовила небольшие пирожки с капустой, наливала в стакан молоко и оставляла все это на ночь на столе со словами:

«Друг мой домовой, стань мне сватом и засватай (имя) мне (имя). Аминь».

Обряд чтобы муж никогда не изменил

Этот обряд делается только в том случае, если до Воздвижения еще не выпадал первый снег. Жена должна срезать прядь волос с его головы (говорить мужу, зачем вы это делаете, нельзя, нужно что‑нибудь придумать) и положить ее за печь, читая старинный заговор:

«В море‑океане, на острове Буяне Растет дуб – широколист, разлапист. Дуб тот не обойдешь ногами, Не охватишь его руками, Корни его могучи и длиннючи. И как корни его в земле сидят прочно и глубоко, Так бы изменушка раба Божьего (имя) За моей печкой сидела, И никуда плоть раба Божьего (имя) От меня уходить не смела, Никого бы не желала и не хотела. Век по веку, отныне и до веку, Всем аминям аминь».

Любовный заговор

Собираясь на праздничный капустник, девушка может прочитать семь раз любовный заговор, стоя перед зеркалом. Тогда тому парню, который ей приглянулся, она понравится.

«Крепко мое слово, как железо калено! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!».

Крестное знамение - orthodoxWiki

На Крестовой горе в Литве хранятся тысячи экземпляров главного символа Веры.

Знак Креста - это символический ритуальный жест, который отмечает четыре точки креста на Голгофе над телом. Он также представляет собой любовь к Богу всем сердцем, душой, разумом и силой. Крестное знамение чаще всего совершается во имя Святой Троицы, чтобы показать благоговение перед святым, святым предметом или человеком в начале или конце молитвы, чтобы показать смирение или согласие или во многих других случаях. которые могут незначительно отличаться в зависимости от региональных / этнических обычаев или личного благочестия.Некоторые православные могут сотню и более раз креститься во время Божественной литургии или длительной службы.

Как к

Греческий, латинский, западноармянский, геэзский, коптский и новый антиохийский обряды: В общеправославной практике используется правая рука. Большой, указательный и средний пальцы сведены в точку. Затем их кладут на лоб, после чего перемещают вниз к солнечному сплетению (переходя к грудины, как и другие номиналы, образует перевернутый крест).Наконец, рука перемещается к правому плечу и горизонтально влево. Однако восточные православные и западные христиане делают этот последний шаг в обратном порядке, слева направо. Проходя через Знак, он произносит в лоб: «Во имя Отца»; в солнечном сплетении «и Сына»; и через плечи "и Святого Духа, аминь". Возможны вариации. Некоторые могут сказать «и Святого Духа » на плечах. После перемещения руки с одного плеча на другое она может вернуться к грудины.Вместо этого он может иногда сопровождаться словами Иисусовой молитвы в той или иной форме или просто «Господи, помилуй». Большой, указательный и средний пальцы, сведенные к точке, символизируют Троицу, трех человек, разделяющих одну сущность. Остальные два пальца прижаты друг к другу и прижаты к ладони, представляя человеческую и божественную природу, соединенную вместе в Иисусе Христе.

Русский, восточноармянский и древнеантиохийский обряды: Проходя через Знак, он произносит в лоб: «Господь»; в животе «Иисус Христос»; на правом плече «Сын Божий»; а на левом плече «помилуй нас."с последующим поклоном (до земли во время Великого поста). Соединение двух пальцев вместе - указательного и среднего пальца - и вытягивание их со слегка согнутым средним пальцем представляет две природы Христа: Его божественность и его человечность. Указательный палец представляет его божественность, в то время как средний палец представляет его человечество. Сгибание среднего пальца может быть истолковано как то, что он поклонился небесам и сошел на землю для нашего спасения.

Теодорет (393–457) дал следующее наставление:

Так можно благословить кого-нибудь рукой и перекрестить его.Сведите три пальца, как равные, вместе, чтобы представить Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Это не три бога, а один Бог в Троице. Имена отдельные, но божественное. Отец никогда не воплощался; Сын воплощенный, но не сотворенный; Святой Дух не воплощался и не создавался, но исходил из Божества: три в одном божестве. Божественность - это одна сила и одна честь. Они получают поклоны от всего творения, как ангелов, так и людей. Таким образом указ за эти три пальца.

Два других пальца следует держать слегка согнутыми, а не полностью прямыми. Это потому, что они представляют двойственную природу Христа, божественную и человеческую. Бог в Его божественности и человек в Его воплощении, но совершенный в обоих. Верхний палец представляет божественность, а нижний - человечество; таким образом спасение переходит от верхнего пальца к нижнему. Так истолковывается сгибание пальцев, ибо поклонение Небесам нисходит для нашего спасения. Вот как надо креститься и благословлять, как заповедали святые отцы.


Петр Дамаскин (12 век) дал следующее наставление:

Тогда мы также должны удивиться тому, как демоны и различные болезни рассеиваются знаком драгоценного и животворящего Креста, который все могут сотворить без затрат и усилий. Кто может пронумеровать сочиненные в его честь панегирики? Святые отцы передали нам внутреннее значение этого знака, чтобы мы могли опровергнуть еретиков и неверующих. Два пальца и одна рука, которыми он сделан, представляют распятого Господа Иисуса Христа, и тем самым признается, что Он существует в двух природах и одной ипостаси или личности.

Использование правой руки свидетельствует о Его безграничной силе и о том, что Он сидит одесную Отца. То, что знак начинается с нисходящего движения сверху, означает Его нисхождение к нам с небес. Снова движение руки с правой стороны на левую отгоняет наших врагов и провозглашает, что Своей непобедимой силой Господь победил дьявола, который находится слева, темный и лишенный силы.

Афанасий Александрийский (269-373 гг. Н.э.) и Петр Дамаскин (12 век) дали следующие инструкции:

Подписанием святого и животворящего креста изгоняются бесы и различные бичи.Ибо это бесплатно и бесплатно, и хвалит того, кто может это сказать. Святые отцы своими словами передали нам и даже неверующим еретикам, как два поднятых пальца и единственная рука открывают Христа, нашего Бога, в Его двойственной природе, но единой сущности. Правая рука провозглашает Его безмерную силу, Его сидение одесную Отца и Его сошествие к нам с Небес. Опять же, движением рук направо от нас будут изгнаны враги Бога, поскольку Господь торжествует над дьяволом с Его непобедимой силой, делая его мрачным и слабым.

История

Первое упоминание о христианах, совершающих крестное знамение, относится ко II веку Тертуллианом, который сказал: «Во всех наших путешествиях и передвижениях, во всех наших входах и выходах, при снятии обуви, в бане, в за столом, зажигая свечи, лежа, сидя, чем бы мы ни занимались, мы помечаем свои лбы крестным знамением »(De cor. Mil., iii).

В ранней церкви считалось, что крест делали только на челе.Поэтому Тертуллиан также говорит: «Мы, христиане, истираем лбы свои крестным знамением». Также считается, что христиане также использовали один палец, чтобы делать крестное знамение на лбу или других предметах. Поэтому в жизни святой Варвары мы читаем: «Однажды, когда Барбара стояла у пруда лицом на восток, она сказала: Во имя Отца, Сына и Святого Духа, и она чудесным образом нарисовала знак крест в мраморной стене бани пальцем ".

То, что крест был сделан одним пальцем, подтверждается и св.Епифаний в своем «Панарионе» (Adv. Haer. Xxx, 12), где он говорит о некоем Иосифе Флавии, который наделил сосуд с водой силой ниспровергать магические заклинания, «сделав перст над сосудом печатью креста». произнося при этом форму молитвы. И снова полвека спустя Созомен, историк церкви (VII, xxvi), описывает, как епископ Донат, когда на него напал демон, «перекрестился с пальцем в воздухе и плюнул на чудовище».

Однако к четвертому веку, похоже, для крестного знамения стали использовать более одного пальца.Так, святой Кирилл Иерусалимский в своих Катехизиях (xiii, 36) замечает: «Итак, давайте не будем стыдиться исповедовать Распятого. Будьте крестом нашей печатью, дерзко сделанной нашими пальцами на лбу и во всем; хлеб, который мы едим, и чашки, которые мы пьем, по дороге и по дороге; перед сном, когда мы ложимся и когда просыпаемся; когда мы путешествуем и когда мы отдыхаем ".

Считается, что крестное знамение стали использовать два пальца в качестве защиты от монофизитства.Таким образом, используя два пальца, можно исповедовать две природы во Христе. Поэтому неудивительно, что первое свидетельство использования двух пальцев для крестного знамения можно найти в трудах Феодорита Кира, который хорошо известен своим антагонизмом по отношению к монофизитам. Так, Феодорет Кира пишет: «Так благословляют рукой и крестятся: равномерно соединяя три пальца большой и два последних пальца, - исповедуют тайну в образе Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.В Троице есть не три бога, а один Бог; есть различие имен, но одно Божество. Отец не рожден; Сын рожден от Отца, но не сотворен; Святой Дух не рожден и не создан, но исходит. Их трое в одном Божестве; но один у власти, один в чести, один в поклонении всему творению, углам и людям. Таково объяснение этих трех пальцев. Соединение двух пальцев вместе - указательного и среднего - и их разгибание при слегка согнутом среднем пальце представляет две природы Христа: Его Божественность и Его Человечность.Он Бог согласно Своей божественности и Человек согласно Своей человечности, совершенный в обеих природах. Указательный палец олицетворяет Его божественность, а средний палец олицетворяет Его человечность, поскольку Он сошёл свыше и спас тех, кто внизу. Сгибание среднего пальца означает, что Он поклонился небесам и сошёл на землю для нашего спасения ». (Отрывок из Домостроя, глава 13, Кэролайн Джонстон Паунси, Корнельский университет, 1994)

Святой Петр Дамаскин (+ 775 A.Д.) также подтверждает это в своей следующей беседе в Филокалии: «Святые отцы передали нам значение этого святого знамения, чтобы опровергнуть еретиков и неверующих. Итак, два пальца и одна рука представляют собой Распятого Господа Иисуса Христа, Который, как мы заявляем, имеет две природы в одном лице. Правая рука напоминает о Его безграничной мощи и Его сидении одесную Отца. нас на земле.Более того, движение руки с правой стороны на левую отгоняет врагов и указывает на то, что Господь Своей непобедимой мощью победил дьявола, который находится слева, бессильное и мрачное существо »(Philocalia, стр. 642).

Также утверждается, что святой Мелетий Исповедник, епископ Антиохийский, также написал договоры, в которых описывалось подписание креста двумя пальцами. Тем не менее, следует признать, что преподобный Мелетий Исповедник, а также святые Кирилл Иерусалимский, Феодорит Кира и св.Петр Дамаскин все принадлежал к местной Антиохийской церкви, которая в различные моменты времени включала весь Ближний Восток, а иногда и Каппадокию, Малую Азию, Палестину, Синай и другие места, до создания Константинопольского и Иерусалимского Патриархатов. , Следовательно, возможно, что крестное знамение двумя пальцами было не универсальным обычаем, а всего лишь антиохийской традицией. Это также имело бы большой смысл, потому что антиохийцы были стойкими защитниками Православия против монофизитства, отсюда и акцент на двух натурах и крестное знамение двумя пальцами.

Тем не менее, к моменту просвещения русских земель в X веке именно эта традиция преобладала в Каппадокии, Малой Азии и куда бы то ни было еще миссионеры были посланы в Россию из Византии. Таким образом, Русская Церковь с самого начала восприняла эту древнюю традицию и сохранила ее в течение нескольких столетий после этого.

Однако, по крайней мере, к IX веку на православном Востоке и Западе стала распространена практика, когда крестное знамение совершалось тремя пальцами вместо двух.Большой, указательный и средний пальцы были соединены вместе, чтобы символизировать Святую Троицу, в то время как безымянный палец и мизинец были помещены в ладонь, чтобы представлять две природы Христа.

Первое письменное упоминание об этой форме находится в трудах православного Папы Римского Льва IV, скончавшегося в 855 году нашей эры и которого Святой Фотий Великий считал святым и приписывал множество чудес. Таким образом, Папа Лев пишет: «Подпишите чашу и воинство правильным крестом, а не кругами или разными пальцами, а двумя вытянутыми пальцами и большим пальцем, скрытым внутри них, которым символизируется Троица.Смотрите, чтобы сделать это знамение правильно, иначе вы ничего не сможете благословить »(см. Георгий,« Liturg. Rom. Pont. », III, 37).

Примерно в 1000 году нашей эры Элфрик, аббат Эйншема в Англии, скончавшийся в 1020 году нашей эры, написал следующее: «Человек может чудесно размахивать руками, не создавая никакого благословения, если он не перекрестится. Но если он делает, злодей скоро испугается из-за победного знака. Тремя пальцами нужно благословить себя для Святой Троицы »(Торп,« Гомилии англосаксонской церкви »I, 462).

Спустя столетие после раскола 1054 года франкский папа Иннокентий III (1198–1216) сделал следующее заявление: «Крестное знамение совершается тремя пальцами, потому что подписание совершается вместе с воззванием к Троица ... Вот как это делается: сверху вниз и справа налево, потому что Христос сошел с небес на землю, а от евреев (справа) Он перешел к язычникам (слева) «.

Практика крестного знамения тремя пальцами, возможно, возникла или не возникла на Западе.Тем не менее, он существовал на Западе по крайней мере к 855 году, до кончины православного Папы Льва IV, и, таким образом, практиковался на Православном Западе до раскола 1054 года и даже в течение нескольких столетий после раскола. На Востоке обычай креститься тремя пальцами был обычным явлением, по крайней мере, до 12 века. Таким образом, Греческая Церковь, сербы, болгары, албанцы, грузины, валахи, молдаване и даже русские, жившие под властью Польши, все приняли крестное знамение тремя пальцами, представляющими Святую Троицу.Интересно, что использование трех пальцев также стало нормой среди коптов-монофизитов, сирийцев, армян и даже далеких эфиопов. Однако все монофизиты крестятся справа налево, что противоречит практике православных. Несториане Месопотамии, Персии и Индии также сегодня используют три пальца. Это иронично, потому что несториане хотели бы подчеркнуть две природы Христа. Однако они подписывают крест не двумя пальцами, представляющими две природы, а тремя пальцами, представляющими Святую Троицу.Несториане также подписывают крест справа налево, тем самым придерживаясь той же практики, что и греки.

Таким образом, практика делать знак тремя пальцами дошла до итальянцев, испанцев, французов, немцев и англичан на западе. До него дошли греки, болгары, грузины, албанцы, сербы, валахи, молдаване и поляки. Он также достиг египтян, сирийцев, армян, месопотамцев, персов и даже отдаленных эфиопов и индийцев. Но до русских не дошло!

Русская Православная Церковь продолжала соблюдать обычай креститься двумя пальцами по предписанию Феодорита Кира и св.Петр Дамаскин. Сочинения этих отцов были даже вписаны в типикон (требник), используемый Русской церковью. Когда к середине XVI века русские осознали, что их практика отличается от поляков на западе и болгар, греков и грузин на юге, были приняты меры, чтобы решить, какая практика является более оригинальной. Эти вопросы были рассмотрены на Соборе, созванном Императором Иваном Грозным в 1551 году. Этот Собор также называется Стоглавским собором, или «Собором ста глав».«Однако этот Собор не просто постановил, что крестное знамение должно быть совершено двумя пальцами, но также осудил любого, кто не совершал крестное знамение таким образом!

Правило 31 Совета Стоглава гласит: «Знак креста должен быть сделан согласно правилам в форме креста; и правая рука, то есть правая рука, должна использоваться при пересечении большой палец и два нижних пальца соединены вместе, а вытянутый указательный палец соединен со средним пальцем, слегка согнут; так должны святители [и] священники давать свое благословение и таким образом люди крестятся ... Всем православным христианам подобает держите их руки так, и перекрестите их лица двумя пальцами и поклонитесь, как мы говорили ранее.Если кто-то не благословит двумя перстами, как это сделал Христос, или не перекрестится двумя перстами, да будет он проклят… »

В 1569 году папа-франк отменил использование трех пальцев на Западе и приказал крестное знамение делать пятью пальцами, причем справа налево, а не слева направо. Однако на Востоке такой практики не было ни у православных, ни у монофизитов и несториан.

В 1589 году Вселенский Патриарх Иеремия II Транус посетил Россию и возвел митрополита Московского в сан Патриарха.Таким образом, Греческая и Русская Церкви непременно сохранили свое единство, несмотря на то, что греки крестились тремя пальцами, а русские - двумя.

В 1654 году Патриарх Московский Никон, посетив Османскую империю, понял, что практика Русской Церкви отличается от практики греков, грузин, румын, болгар и сербов. Поэтому он созвал Собор с одобрения царя, на котором просил внести исправления в литургические тексты, а также чтобы Русская Церковь приняла практику использования трех пальцев для крестного знамения.Однако это сразу вызвало резкое противодействие. Наиболее ярким врагом реформ был известный протопресвитер Аббакум.

В 1666–1667 годах Русская Церковь созвала еще один Собор, на который пригласила представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Константинопольской и других церквей. Однако никто из гостей не был патриархом, а некоторые епископы уже были низложены собственными Церквями. Более того, считается, что многим епископам российское государство заплатило деньгами и продуктами, чтобы они проголосовали за реформу.Ниже приводится отчет протопресвитера Аббакума о его диалоге с греческими и русскими епископами на Соборе 1666-1667 годов:

«Последнее, что они сказали мне, было:« Почему ты такой упрямый? Вся Палестина - и сербы, албанцы, валахи, римляне и поляки - все перекрещиваются тремя пальцами, и только вы остаетесь упрямым и делаете знак двумя пальцами. Это не подходит! »И я ответил им за Христа так:« Вселенские учителя! Рим давно пал и лежит ниц, и поляки погибли вместе с ними, и они враги христиан до конца.Православие среди вас покрылось пятнами из-за насилия Турка Мехмета - и не надо удивляться вам: вы стали бессильными. Итак, впредь приходите к нам учиться, ибо милостью Божьей у нас есть самодержавие. До Никона Отступника, на Руси, при наших благочестивых князьях и царях, Православие было полным, чистым и непорочным, а Церковь без шума. Никон, этот волк, и Дьявол велели нам перекреститься тремя перстами; но наши первые пастыри перекрестились двумя перстами и также благословили двумя перстами по преданию святых отцов, Мелетия Антиохийского, блаженного Феодорита. Епископ Кирены, Петр Дамаскин и Максим Грек.Так и поместный собор Москвы при царе Иване велел нам креститься и благословлять, сложив таким образом пальцы, креститься и благословлять, как в старину учили святые отцы Мелетий и другие. Затем, при Иване-царе, среди русских святых были знаменосцы Гурий и Варсануфий, чудотворцы Казанские, и игумен Соловецкий Филипп »(« Гудзы, Житие », с. 101).

Тем не менее Собор 1666–1667 годов отменил несколько решений Стоглавского Собора, состоявшегося при Иване Грозном более века назад в 1551 году.Таким образом, использование трех пальцев для крестного знамения больше не предавалось анафеме. Напротив, Синод 1666-1667 годов предал анафеме всех, кто продолжает креститься двумя пальцами. Протопресвитер Аббакум был среди преданных анафеме. Он был заключен в тюрьму еще на десять лет, после чего был сожжен заживо по приказу государства.

Наконец, в Священном руле, святой Никодим Афонский сообщает нам в своем 2-м примечании к 91-му канону святого Василия Великого (руль, страница 645 в греческом издании и страница 857 в английской версии): " Древние христиане совершали крестное знамение с другой конфигурацией руки, то есть, точнее говоря, только двумя пальцами руки, а именно указательным и средним пальцами, как Св.Петр Дамаскин сообщает нам (стр. 642 «Филокалии»), где он говорит, что рука в целом означает единую сущность Христа, а два пальца означают Его две природы. Но сейчас среди христиан преобладает обычай, когда два пальца соединяются с большим пальцем; и с этими тремя вместе, чтобы представлять Святую Троицу… »(OCES, Руль,« 92 канона св. Василия Великого », Канон 91, сноска 2)

Древнейшие православные иконы доказывают, что, по крайней мере, благословение совершалось двумя пальцами руки, как до сих пор принято среди старообрядческих иерархов и священников благословлять паству, и как все старообрядцы совершают знамение крест на себя.

Использование знака

В восточно-православных молитвах крестное знамение обычно совершается всякий раз, когда обращаются или даже упоминаются все три лица Троицы. Фактически, прежде чем начать любую молитву, обычно делается Знак. Войдя в церковь и в святилище внутри церкви, человек делает Знак отчасти как внешний знак благоговения и почитания. Православные миряне сделают Знак как один из способов поклонения иконе; У священников есть много более конкретных случаев, чтобы совершить Знак.Многие члены Веры совершают Знак таким образом, который некоторым может показаться идиоматическим: например, если член подвергается богохульству, он или она может сделать Знак, отчасти чтобы тонко и вежливо внушить говорящему, что оскорбление было совершено. Некоторые члены Веры будут использовать Знак в том, что кажется почти желанием удачи; это может быть так или часть невысказанной молитвы о Божьем благословении, например, в начале путешествия или спортивного соревнования.

Знак Креста также имеет небольшие варианты: его можно делать в воздухе, чтобы благословлять объекты, и он может отслеживать очень маленькую траекторию, например, на лбу (как предполагают самые ранние описания Знака).Для члена Веры, возможно, важным элементом Знака является то, что он физически указывает на прямое отношение Креста, Жертвоприношения Иисуса, к его личности или окружению. Это участие тела, которое подтверждает то, что исповедуют верные. Это также знак для других того, что вы исповедуете.

Источники

,

Крестное знамение



Самопровозглашенные «истинные евреи Торы» и по сей день носят тфилин. ("филактерии") на лбу и руках как знак их личность и преданность. Эта практика проистекает из Второзакония 6: 4-8:

Слушай, о Израиль, Господь Бог наш - Господь единый. Возлюби Господа Бога твоего с твоим всем сердцем, и всей душой, и всей силой.И эти слова, которые я заповедую тебе сегодня, будут в твоем сердце: ты скажешь их своим детям, и ты будешь размышлять о них сидеть в доме твоем и ходить в пути, спать и вставать. И свяжи их в знак на руку твою, и они будут и будет двигаться между твоими глазами.

Сравните те слова со слов святого Кирилла, епископа Иерусалимского (ум. 386 г.)

Давайте, поэтому не стыдитесь Креста Христова; но хотя другой спрячь его, напечатай открыто на лбу твоем, чтобы дьяволы могли узри царский знак и, дрожа, беги далеко.Сделай тогда этот знак во время еды и питья, сидя, лежа, вставая, говоря, при ходьбе: словом, при каждом действии.

Бог говорит, через Иезекииля, остатку Израиля (и не забывайте, что г. Церковь - это «Израиль»!), - рассказывает верующий:

И Господь сказал ему: пойди посреди города, посреди города Иерусалим: и отметьте Тау на челах вздыхающих, и оплакивайте все мерзости, совершаемые среди них.(Иезекииль 9: 4)

Католик Знак Креста абсолютно древний, уходящий корнями не только в Древний Завет, но Новый (Апокалипсис говорит о тех, у кого есть знак Бог на их челах - и те, у кого есть знак Зверя в их лбы). Когда католики проходят Таинство конфирмации, епископ (иногда священник) запечатывает знамение на лбу святым миром. Святой Иоанн Дамаскин написал

Это было дано нам как знак на лбу, как обрезание было дано Израиль: потому что этим мы, верующие, отделяемся от неверующие.

Пересечение Я вспоминает эту печать, и заклинание, сказанное при совершении это святое знамение взывает к нашему Богу - Отцу, Его Сыну и Святому Призрак - и знак нашей веры; это одновременно "мини-кредо", утверждает нашу веру в Триединого Бога и молитву, призывающую Его. Использование святой воды при совершении этого знака, то, что мы делаем, когда входим в церковь, также напоминает о нашем крещении и должно напоминать, что мы рожденные свыше от воды и Духа, слава Богу.

Из-за того, что указывает Знак - самый Крест нашего спасения. - Сатана ненавидит это, и наше использование заставляет демонов бежать. Сделайте вход времена искушений и смятений для великой духовной пользы!

Знак Креста оформляется таким образом: Сначала выберите свой стиль:

  • Вариант А. С правой рукой коснитесь большого и безымянного пальцев вместе и удерживайте ваш указательный и средний пальцы вместе, чтобы обозначить две натуры Христа.Это наиболее типичная западно-католическая практика.
  • Вариант Б. Удерживать большой и указательный пальцы правой руки вместе, чтобы обозначить две природы Христа
  • Вариант С. Удерживать большой, указательный и средний пальцы правой руки вместе (означает Троицу), заправляя безымянный палец и мизинец (что означает две природы Христа) к вашей ладони.Это типично восточно-католическая практика.
  • Вариант D: Удерживать ваша правая рука раскрыта всеми 5 пальцами, представляющими 5 Ран Христа - вместе и очень слегка изогнутый, большой палец слегка заправлен в ладонь

Тогда:

  • коснитесь лоб, как вы говорите (или мысленно молитесь) «In nomine Patris» («Во имя Отца »)
  • коснитесь грудины или верхней части живота, когда вы говорите "et Filii" ("и Сын »)
  • коснитесь слева плечо, затем правое плечо, как вы говорите "et Spiritus Sancti" ("и Святой Дух »).Обратите внимание, что некоторые люди заканчивают Знак, пересекая большой палец на указательном пальце, чтобы сделать крест, а затем поцеловать большой палец как способ «целовать Крест».

Дополнительный молитва помолиться после подписания себя во Имя Отца, Сына, и Святой Дух - это тот, которого, по словам св. Бенедикта, одобряет:

Под знаком Крест, избавь меня от врагов моих, Господи.

Обратите внимание, что Восточные католики (и православные) переходят от правого плеча к левому и заканчивают иногда касаясь их правой стороны над бедром, чтобы символизировать Христа пронзает меч. Монахини Бриджиттин в их Myroure Девы Марии пишут о мистических причинах латинской практики, и как он описывает Воплощение, Страсти и Вознесение:

А потом вы Благослови вас символом святого креста, чтобы прогнать демона со всеми его децейтами.Ибо, как говорит Златоуст, везде, где злодеи видят знак креста, они улетают прочь, боясь его, как солдат что они избиты всеми. И в твоем благословении ты начинаешь с Вы идете в нижнюю часть изгороди, а затем на левую сторону и былеве, что Господь наш Иисус Христос сошел с головы, то есть от Отца в эрте своим святым воплощением, а из эрте в левый Syde, то есть ад, по его горькой страсти, и оттуда в праведный мир своего Отца его славным Вознесением.(католическое Энциклопедия)

со знаком, мы посылаем миру видимый знак и следуем совету святого Ефрема Сирии (умер в 373 г. н.э.):

Отметьте все свои действия со знаком Животворящего Креста. Не выходи из дверь вашего дома, пока вы не подпишетесь крестом. Не пренебрегать этим знаком во время еды, питья или сна, или дома или в пути.Нет привычки сравнивать с этим. Пусть оно будет защитной стеной вокруг всего твоего поведения и научит своим детям, чтобы они могли серьезно изучить обычай.


Когда сделан знак

Католики должны начинать и заканчивать свои молитвы крестным знамением и переходить проходя мимо церкви в честь Иисуса в скинии, вход в церковь и после причастия.Знак тоже сделан, во время неприятностей или страха (например, при получении плохих новостей, во время искушение, когда мимо проезжает скорая помощь или пожарная машина), когда проезжая мимо кладбища или иным образом вспоминая мертвых, когда видишь Распятие - любой раз, когда человек желает почтить и призывать Бога, или отвести зло, страх и искушение.

Ради информации, "прялки Евангелия", собрание старых жен собраны сказки ок. 1470 г., в пятнадцатом глава.

Если в утром, вставая, человек крестится и моет руки перед выходом из дома, дьявол не будет иметь силы причинить ему или ей вред. В противном случае, какие бы работы ни выполнялись в этот день не будет выгодно.

... Об этом Джеффрин Тост Престе сказала, что дьявол сидит на стол тех, кто не произносит милость перед едой, затем ест и пьет там.


Другие крестные знамения

Есть и другие знамения Креста, которые делают и католики.Один сделан путем отслеживания малый крест с большим пальцем правой руки на людях и вещах. это знак особенно используется родителями, когда благословляет детей, начертил знак на детском лбу .. 1 Иногда знак начертан большим пальцем на книге Священного Писания. а потом поцеловал перед чтением. Знак также вырезан на буханках хлеб перед резкой и др.

Еще один знак - большой знак, сделанный в воздухе епископами и священниками. при благословении людей или материальных объектов.

Еще одна серия из трех маленьких Крестов, начертанных большим пальцем правая рука - маленький крестик на лбу, маленький крестик на лбу. губы и один маленький Крест на груди - прямо перед Евангелием чтение во время мессы. Знак на лбу показывает, что мы верим Евангелие, знак на устах - показать, что мы уважаем Евангелие и желание распространять Благую Весть, и знак на нашей груди - покажите, что мы любим Евангелие и хотим, чтобы оно хранилось в наших сердцах. 2

Креститесь и совершайте часто! Научите этому своих детей - даже самый крошечный из детей. Если они младенцы, возьмите их за руки и делайте движения за них! Знак должен казаться естественным как дыхание .. Помните слова святого Кирилла Иерусалимского (315-386 гг. н. э.):

Давайте не будем тогда постыдитесь исповедовать Распятого. Будь крестом, сделанным нашей печатью со смелостью пальцами на лбу и во всем; над хлеб мы едим и чашки пьем; в наших приходах и уходах; перед сном, когда мы ложимся и когда просыпаемся; когда мы находимся в путь и когда мы еще.Великолепный консервант; это без платы, ради бедных; без труда, для больных, так как также его благодать от Бога. Это Знак верных, и боязнь зла; ибо Он победил их в этом, сделав показать их открыто; потому что когда они видят Крест, им напоминают Распятый; боятся Того, Кто поранил головы дракон. Не презирай Печать из-за свободы Дара; но за это скорее почитай Благодетеля твоего.

Интересные факты

К "крест" себя »,« подписать себя »,« благословить себя »или« сделать знак крест "все означают одно и то же

Получено частичное послабление, в обычных условиях, когда благочестиво совершает крестное знамение.


Сноски:
1 Использование «благословить» здесь относится к родительскому благословению - i.е., молитва о Боге благодать для ребенка. Только священники имеют власть благословить г. название церкви и с властью церкви , чтобы благословлять литургически, благословлять предметы, делающие их сакраменталами, и т. д.

2 Проходя мимо или входя в церковь, многие мексиканцы делают эту форму знака (большой палец положен на указательный в виде креста) - на лоб, губы и рот - во время молитвы словами «Por la senal de ла Санта-Крус, de nuestros Enmigos libranos Seor Dios Nuestro "-" Автор знамением Святого Креста избавь нас, Господи, от врагов наших." Это за которым следует обычный крест, описанный выше (слова которого на испанском: "En el nombre del Padre, y del Hijo, y del Espiritu Санто, аминь ") и целование Креста положенным большим пальцем указательный палец. Они относятся к первому знаку как «подписание самого себя». ("signarse") и второе действие как "благословение себя" ( "Santiguarse").


.

Должны ли протестанты креститься? Ответ пастору Дагу Уилсону

В подкасте от 30 декабря 2012 года пастора Дуга Уилсона спросили, что он думает о крестившихся протестантах. Видимо, этот вопрос был задан из-за того, что все больше протестантов начали креститься. Короче говоря, пастор Уилсон ответил: « Это законно, но совершенно неуместно ».

Он уточнил, что это было бы неприемлемо, потому что это могло вызвать путаницу, то есть протестант, перекрестившийся со знамением, мог быть ошибочно принят за католика.

В этой публикации в блоге я буду обсуждать: (1) истоки этой практики, (2) почему многие протестанты не крестятся, (3) что этот жест означает для православных христиан, и (4) значение недавнего интерес протестантов к этой древней христианской практике.

Икона Павла IV века

В ранней церкви

Происхождение креста неизвестно. Вероятно, впервые это было сделано на лбу крестящихся.Похоже, что люди начали креститься во время первых литургий, а затем перенесли эту практику в повседневную жизнь. Со временем эта практика стала символом христианства. Основываясь на ранних описаниях, мы можем сделать вывод, что жест сначала был сделан, когда один палец проводил букву T или X на лбу. Возможно, первые христиане исходили из Бытия 4:15, Иезекииля 9: 4 и Откровения 14: 1 и 22: 4. Затем жест принял более сложные формы: два пальца использовались для обозначения двух сущностей Христа или три пальца для обозначения веры в Троицу.

Хотя происхождение знака креста неясно, очевидно, что первые христиане считали его неотъемлемой частью древней традиции. Апологет второго века, Тертуллиан (ок. 160 / 170-215 / 220), защищал Священное Предание, указывая на крестное знамение как на пример древнего обычая, которого придерживались все христиане. Тертуллиан писал:

И как долго мы будем проводить пилу взад и вперед по этой линии, когда у нас есть древняя практика , которая в результате ожидания сделала для нас состояние, т.е.е., о чем вопрос? Если ни один отрывок Священного Писания не предписывал этого, несомненно, обычай , который, без сомнения, произошел от традиции , подтвердил это. Ибо как что-то может быть использовано, если сначала не было передано ? , , , , При каждом шаге вперед и движении, при каждом входе и выходе, когда мы надеваем одежду и обувь, когда мы принимаем ванну, когда мы сидим за столом, когда мы зажигаем лампы, на диване, на сиденье, во всех обычных действиях повседневной жизни, мы начерчиваем на лбу знак .( Де Корона Глава 3)

Если знак креста считался древним обычаем во времена Тертуллиана около 200 г., мы можем сделать вывод, что он использовался в первой половине второго века и, возможно, уже в начале второго века, вскоре после смерти апостолов. ,

Точно так же Василий Великий (ок. 329–379) указал на крестное знамение как на яркий пример неписаной традиции. В своем О Святом Духе Василий написал:

Из верований и обычаев, как общепринятых, так и общепризнанных, которые сохраняются в Церкви, некоторые из них получены из письменного учения; другие мы получили доставлено нам «в тайне» по традиции апостолов; и оба они по отношению к истинной религии имеют одинаковую силу .А с этим никто не возразит - во всяком случае, никто, кто хоть сколько-нибудь разбирается в церковных учреждениях. Ибо, если бы мы попытались отвергнуть такие обычаи , которые не имеют письменного подтверждения, на том основании, что их значение невелико, мы непреднамеренно повредим Евангелие в его жизненно важных принципах; или, скорее, должно сделать наше публичное определение простой фразой и не более того. Например, возьмем первый и самый общий пример : , кто именно оттуда научил нас письменно подписывать крестным знамением тех, кто уповал на имя Господа нашего Иисуса Христа? ( О Святом Духе Глава 27, §66)

Василий утверждал, что игнорирование установленного обычая на том основании, что он не имеет библейской поддержки или является тривиальным, «нанесет вред Евангелию в самых его жизненных смыслах.”

Защищая крестное знамение, Тертуллиан и Василий Великий предвосхитили и опровергли регулирующий принцип, то есть то, чему Библия не учит, недопустимо. Регулирующий принцип, лежащий в основе реформатской герменевтики, указывает на фундаментальную несовместимость между реформатской традицией и ранним христианством. Хотя теологически проницательные протестанты могут указать, что классическая форма sola scriptura допускает внебиблейские традиции, протестант не сможет согласиться с утверждением Василия, что неписаные традиции « имеют ту же силу », что и Писание, а именно: Православие рассматривает связь между Писанием и Преданием.

Читателям, которые скептически относятся к Священному Преданию, следует помнить, что Предание, как и Священное Писание, не упало с неба, а коренится в служении первых Апостолов. В более раннем блоге: «Библейская основа Священного Предания» я исследовал, что Новый Завет говорит о процессе передачи устных и письменных апостольских преданий. В своей критике книги Кейта Мэтисона Shape of Sola Scriptura я утверждал, что отцы ранней церкви придерживались не sola scriptura , а как Священного Писания, так и Предания.

В повседневной христианской жизни

Значение знака креста можно увидеть в его широком использовании среди первых христиан. Тертуллиан описал, как ранние христиане применяли эту практику в своей повседневной деятельности, пытаясь освятить все аспекты своей новой жизни во Христе.

При каждом шаге и движении вперед, при каждом входе и выходе, когда мы надеваем одежду и обувь, когда мы принимаем ванну, когда мы сидим за столом, когда мы зажигаем лампы, на диване, на сиденье, во всем обычные действия повседневной жизни, мы начерчиваем на лбу знак .( Де Корона Глава 3)

Два столетия спустя Кирилл (ок. 310-386), Патриарх Иерусалимский, призвал оглашенных включить крестное знамение в повседневную жизнь. В лекции 4 из своих катехизических лекций Кирилл увещевает своих слушателей не стыдиться сокрытия своей веры во Христа, но быть смелыми свидетелями Христа, открыто и публично подписав себя крестом.

Итак, давайте не будем стыдиться Креста Христова; но хотя другой скроет это, ты открыто запечатай это на своем лбу, чтобы дьяволы могли увидеть царский знак и, трепеща, убежать далеко. Тогда сделайте этот знак во время еды и питья, в сидячем положении, в положении лежа, при вставании, при разговоре, при ходьбе: одним словом, при каждом действии. Ибо Тот, Кто был здесь распят, находится на небесах вверху. Если бы после распятия и погребения Он остался в гробнице, нам было бы стыдно; но на самом деле Тот, Кто был распят здесь на Голгофе, вознесся на небо с Елеонской горы на востоке. (НПНФ Том 7 стр. 22)

Фраза «царский знак» указывает на крестное знамение как на флаг, знаменующий присутствие Царства Божьего.Правление Христа требует видимого знамения. Во время Второй мировой войны, когда союзники отбирали город, они снимали нацистский флаг и поднимали флаг первоначального государства. В 13-й лекции Кирилл повторил, как крестное знамение должно быть вплетено в повседневную ткань жизни.

Так давайте же не постыдимся исповедовать Распятого. Будь Крест , наша печать сделала жирным шрифтом на лбу и на всем ; над хлебом, который мы едим, и над чашами, которые мы пьем; в наших приходах и уходах; перед сном, когда мы ложимся и когда встаем; когда мы на пути, и когда мы еще находимся.Великолепный консервант; это бесплатно ради бедных; без труда для больных; так как также его благодать от Бога. Это Знак верных и ужас бесовских: ибо Он восторжествовал над ними в нем, явив их открыто ; потому что, когда они видят Крест, они напоминают о Распятом; они боятся Того, кто поразил головы дракона . Не презирай Печать из-за свободы дара; за это честь твоего Благодетеля.(НПНФ Том 7 стр.92)

Фраза «на всем» указывает на священство всех верующих (ср. 1 Петра 2: 9). Подобно тому, как христианское духовенство освящало евхаристические элементы, так и христианские миряне освящали свою обычную трапезу и превращали свою мирскую светскую деятельность в священные моменты, которые стали продолжением Царства Божьего. Это соответствует космическому видению Павла в Послании к Ефесянам о том, что все творение объединено под властью Христа (Ефесянам 1: 19-23).

Вера в движение

Знак креста - это больше, чем ритуальный жест пальцами, это вера в действии.Иоанн Златоуст отметил, что для того, чтобы этот жест был действенным, необходима настоящая вера:

Начиная с не только пальцами нужно выгравировать его, но перед этим с помощью сердца с большой верой . (Евангелие от Матфея, Проповедь 54, НПНФ Том 10 стр. 336)

Совершая крестное знамение, мы видим и телесно подтверждаем нашу веру в Троицу и исповедуем Благую Весть о смерти Христа и Его воскресении на третий день.Св. Иоанн также призывает своих слушателей освятить свой разум и свою душу крестным знамением.

Итак, это ты запечатлел в своем уме и прими спасение наших душ . Ибо этот крест спас и обратил мир, отогнал заблуждение, вернул истину, сделал землю Небом, сделал людей ангелами. Из-за этого дьяволы больше не ужасны, но презренны; ни смерть, ни смерть, а сон; из-за этого все войны против нас повергнуты в землю и попираются.(Евангелие от Матфея, Проповедь 54, НПНФ Том 10 стр. 336)

Знак креста также способствует нашему духовному благополучию. Например, оскорбление может стать камнем преткновения, но крестное знамение может помочь нам сохранить духовное равновесие.

Кто-нибудь тебя оскорбил? Положи на грудь знак , вспомни все, что было тогда сделано; и все гаснет. Не думай только о оскорблениях, но и о том, что оскорбивший тебя сделал тебе какое-нибудь добро, и тотчас же ты станешь кротким, или, вернее, подумай прежде всего о страхе Божьем, и скоро ты станешь кротким и кротким. нежный.(Евангелие от Матфея, Проповедь 87, НПНФ, том 10, стр. 518)

Часто, когда православные христиане сталкиваются с испытанием или искушением, они перекрещиваются и молятся: Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного!

Крестное знамение дает искреннему христианину дополнительную поддержку в его молитве. Наши телесные действия влияют на наши души. Слишком часто кажется, что думаешь про себя, а не разговариваешь с Богом, но такой жест тела, как преклонение колен или перекрещивание себя, все это меняет.Я подозреваю, что попытка пуритан свести молитву к минимуму могла бы иметь корни в sola fide . «Только вера» может быть превращена в абстрактную интеллектуальную веру без добрых дел и в веру без внешних жестов, таких как крестное знамение или склонение головы в поклонении.

Кристус Виктор

В ранней церкви доминирующим мотивом спасения был Christus Victor - Христос как тот, кто победил смерть и дьявола за нас.Для первых христиан крестное знамение было актом духовной силы. Афанасий Великий (ок. 296–373) в своей книге « De Incarnatione Verbi Dei » обсуждал, как христиане используют крестный знак как способ отречься от смерти.

Очень убедительным доказательством уничтожения смерти и ее победы крестом является настоящий факт, а именно этот. Все ученики Христа презирают смерть; они наступают на него и, вместо того, чтобы бояться его, крестным знамением и верой во Христа попирают его, как что-то мертвое.( De Incarnatione § 27)

Ранние христиане полагали, что крестное знамение было духовной силой, которая победила влияние язычества и идолопоклонства. В качестве акта веры этот сакраментальный жест провозглашает, что Царство Божье пришло, и представляет собой призыв к покаянию, то есть к возвращению Бога как истинного Создателя человечества и творения. Царство Божье, которое было затемнено Падением, теперь проявляется. Или, говоря словами покойного протестантского миссиолога Ральфа Винтера: «Королевство наносит ответный удар.”

Крестным знаком , напротив, вся магия остановлена, все колдовство смешано, все идолы покинуты и покинуты, и все бессмысленные удовольствия прекращаются, когда око веры смотрит вверх с земли на небо. ( De Incarnatione § 31)

Афанасий связал знамение креста с миссионерством римского общества. Язычество было ниспровергнуто не только словесным провозглашением Евангелия, но и явлением Царства Христа через крестное знамение.

С тех пор, как Спаситель поселился среди нас, идолопоклонство не только больше не увеличивается, но и становится меньше и постепенно перестает существовать. Точно так же не только мудрость греков больше не прогрессирует, но исчезает то, что было раньше. И демоны, которые так далеки от того, чтобы продолжать навязывать людям свои обманы, дарования оракулов и колдовство, будут побеждены крестным знамением , если они хотя бы попытаются. ( De Incarnatione § 55)

Таким образом, то, что может показаться причудливым церковным ритуалом, на самом деле является древней духовной практикой значительной силы.Этим простым жестом мы провозглашаем приход Царства Божьего, поражение смерти и обновление творения.

Резюме : Хотя происхождение знака креста неясно, первые христиане считали его неотъемлемой частью христианского Священного Предания. Они считали это не просто церемониальным жестом, используемым в церкви, но жизненно важным актом веры во Христа. Они видели в этом знак победы Христа над грехом, демонами и смертью и как средство освящения падшего творения, тем самым восстанавливая его сакраментальный характер до грехопадения.

Восток Vs. Запад

В то время как знамение креста было универсальным в ранней церкви, оно ни в коем случае не было единообразным. То, как католики крестятся, отличается от того, как крестятся православные христиане. Римско-католическая мода проще. Просто коснитесь лба правой рукой, опустите к груди, затем коснитесь левого плеча и завершите, коснувшись правого плеча. Делая этот жест, человек говорит: «Во Имя Отца, Сына и Святого Духа.Аминь."

Православный крест

Восточно-православный стиль более сложен. Один соединяет большой палец, указательный палец и правую руку (символизируя Троицу). Затем прижимают четвертый и пятый пальцы к ладони (символизируя две природы Христа). Первый начинается с прикосновения ко лбу, опускается к груди, затем касается правого плеча и завершается прикосновением к левому плечу. Делая этот жест, человек говорит: «Во Имя Отца, Сына и Святого Духа.Аминь."

За различиями в том, как католики и православные крестятся сегодня, стоит сложная история различных практик, непонимания и даже отлучения от церкви!

Терпимость первых реформаторов к крестному знамению

Витраж Мартина Лютера

Мартин Лютер относился к крестному знамению с одобрения. В «Малом катехизисе » Лютера «» мы находим в разделе «Ежедневные молитвы», что христианин должен креститься перед тем, как начать утреннюю и вечернюю молитвы.

Утренняя молитва

Утром, когда встанете, креститесь и скажите:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Затем, встав на колени или стоя, повторите Символ веры и молитву Господню. Если хотите, можете также произнести эту небольшую молитву:

Я благодарю Тебя, мой Небесный Отец, через Иисуса Христа, Твоего дорогого Сына, что Ты сохранил меня этой ночью от всех бед и опасностей; и я молю, чтобы Ты сохранил меня и в этот день от греха и всякого зла, чтобы все мои дела и жизнь нравились Тебе.Ибо в Твои руки предаю себя, свое тело, душу и все остальное. Пусть Твой святой ангел будет со мной, чтобы злой враг не имел власти надо мной. Аминь.

Затем с радостью приступайте к работе, спой гимн, например, гимн Десяти Заповедей, или все, что вам подсказывает ваша преданность.

Лютеранская традиция сегодня довольно разнообразна, но есть высокая церковная ветвь, которая сохраняет и поддерживает такие традиционные элементы, как крестное знамение, литургическое богослужение и иконы, подобные витражам.

Отношение Жана Кальвина, похоже, было равнодушным или терпимым. В его Институтах знак креста упоминается в цитате Августина Гиппопотама, относящейся к таинствам крещения и Евхаристии. По сравнению с Лютером Кальвин, кажется, придерживается пренебрежительного отношения, о чем свидетельствует его характеристика креста как «суеверный обряд».

В другом месте, объясняя, как верующие теперь обладают Христом, он говорит: «Ты обретаешь Его крестным знамением , , таинством крещения, пищей и питьем на жертвеннике» (Трактат.в Джоанн. 50). Я не спорю, насколько правильно он причисляет суеверный обряд к символам присутствия Христа; но, сравнивая присутствие плоти со знаком креста , он в достаточной степени показывает, что он не имеет представления о двояком теле Христа, одно скрывается под хлебом, а другое сидит видимым на небе. Если есть необходимость в объяснении, тут же добавляется: «Что касается присутствия Его величества, у нас всегда есть Христос; в отношении присутствия Его плоти справедливо сказано:« Меня не всегда есть ».'”( Институты 4.17.28)

Хотя Кальвин открыто не выступал против знамения креста, его пренебрежительное отношение со временем переросло в прямую оппозицию со стороны его последователей.

Реформатская оппозиция крестному знамению

В то время как Лютер и его последователи принимали крестное знамение и другие литургические обряды, реформатское движение имело более враждебное отношение. Эту враждебность можно найти в 20-й главе «Исповедания шотландцев» (1560 г.), где косвенно говорится о необходимости изменить церемонии, которые «разжигают суеверия.Во Втором Гельветическом Признании (1566), Глава 27, мы находим более явное неодобрение.

Таким образом, мы, казалось бы, вводили и восстанавливали иудаизм, если бы мы увеличили количество обрядов и обрядов в Церкви Христа согласно обычаю древней церкви.

Читая между строк, мы видим отказ от обрядов, как от креста. Что поражает в приведенном выше предложении, так это готовность ранних кальвинистов дистанцироваться от ранней церкви.В свете того факта, что эти два конфессиональных заявления были составлены незадолго до кончины Кальвина или вскоре после этого, указывает на то, что это не более позднее развитие событий, а, вероятно, выражение собственных взглядов Кальвина.

Король Джеймс и пуритане в Хэмптон-Корт (1604 г.)

Взгляды континентальных реформаторов начали распространяться на Англию, где находилась англиканская улица Via Media . Милленарная петиция 1603 года, подписанная тысячей пуританских священников и адресованная королю Джеймсу, призывала к проведению ряда реформ в англиканской церкви.Он призвал к прекращению крестного знамения, совершаемого при крещении, и к тому, чтобы люди склоняли головы перед именем Иисуса во время церковных служб. Этот отказ согласуется с их приверженностью регулирующему принципу толкования Библии - то, чему Библия не учит, запрещено, и с их желанием очистить или избавить Англиканскую церковь от всех «пап» - всего, что напоминает католицизм. Немного любопытно, что Вестминстерское исповедание и Большой и Краткий катехизисы не критикуют церемонии или обряды, но факт в том, что Шотландское Исповедание (1560 г.) и Второе Гельветское Исповедание (1566 г.) считаются основными конфессиональными заявлениями для реформатских церквей.

Знание этой истории помогает нам понять контуры американского протестантизма. Большая часть американского протестантизма уходит своими корнями в английский пуританство, например пуританство Новой Англии, конгрегационализм, пресвитерианство, баптизм и т. Д., И из-за этого мейнстрим американского протестантизма не перекрещивается. Лютеранские и англиканские традиции, которые одобряют крестное знамение или терпимо относятся к нему, как правило, находятся в стороне от американского протестантизма; англикане, потому что они оказались на проигравшей стороне в Войне за независимость, и лютеране, потому что их немецкое этническое и языковое наследие отличалось от англоязычного мейнстрима.Многие протестантские деноминации, возникшие в 1800-х годах, из-за того, что они очень мало или совсем не знали исторического христианства, имели тенденцию отражать общее протестантское отношение к неприятию креста.

Крестное знамение в православном предании

Сами православные кресты

Посетитель православной литургии заметит, что православные христиане крестятся довольно часто. Они могут задаться вопросом: когда же ожидается, что православные христиане крестятся? Ответ может быть разным.Основное ожидание - это крестное знамение всякий раз, когда упоминается Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Некоторые православные христиане перекрестятся при упоминании Девы Марии. Знак креста может также служить сердечным «аминь!» к конкретной вознесенной молитве.

Нет твердого правила, когда и как часто нужно пересекаться с самим собой. Главное, чтобы жест был искренним и обращенным к Богу. Я часто говорю посетителям, чтобы они не чувствовали себя обязанными креститься, если они не православные.Они могут это сделать, если захотят, но от них этого не ждут. Можно сказать, что крестное знамение - семейная практика. Это то, чего мы ждем от членов семьи, а не от гостей.

Может оказаться полезным знание различий в взглядах православных, католиков и протестантов на крестное знамение. В воскресенье утром я обычно сижу в задней части церкви, потому что там любят сидеть многие посетители. Когда я вижу посетителя или новую семью, я обычно смотрю, крестятся ли они сами, и крестятся ли они по римско-католической или православной моде.Если знак Креста оказывается на правом плече, обычно это показатель того, что человек католик. Обычно тот, кто не крестится на литургии, является намеком на то, что он протестант или что он не христианин. Если кажется, что они заблудились, предлагаю помочь им следовать за литургией.

Следует ли протестантам креститься?

Пастор Дуг Уилсон переоценил свой ответ, когда объявил, что крестное знамение «совершенно неуместно» для протестантов.Хотя он может иметь право говорить от имени своей общины и своей деноминационной группы (CREC, Община реформатских евангелических церквей), у него нет оснований говорить от имени всех протестантов. Он мог утверждать, что креститься неуместно для христиан-реформатов в свете реформатских верований.

В силу исторических обстоятельств подавляющее большинство протестантов не крестится. Я рассматриваю это как факт, который нужно принять, а не как ошибку, которую нужно исправлять. Протестантизм решил уйти от исторических церквей.Я понимаю, что некоторые протестанты из более традиционных или высоких церквей крестятся, но они являются редким исключением. Когда я вижу, что кто-то на православной литургии не расписывается, я в первую очередь предполагаю, что они, скорее всего, протестанты. Если бы этот человек или семья позже начали креститься, я бы интерпретировал это как знак того, что они движутся в сторону Православия.

Если бы какой-нибудь кальвинист спросил меня, как они совершают крестное знамение, я бы посоветовал им сделать это.Во-первых, я хотел бы указать, что знамение креста не ограничивается какой-либо одной деноминацией, но было универсальным среди всех христиан в ранней церкви. Во-вторых, некоторые из ранних протестантских реформаторов и некоторые современные протестанты высокой церкви (лютеране или англикане) поддерживают эту практику. В-третьих, поскольку это знаменует собой разрыв с реформатским движением, которое избегает церемониализма и внешних знаков, я хотел бы предостеречь кальвинистов, чтобы они считали, что их крестный путь означал бы разрыв с реформатской традицией.Они должны делать это с чистой совестью. В-четвертых, крестное знамение может стать первым шагом на пути к православию. Можно наблюдать за православной литургией как сторонний наблюдатель, но креститься во время литургии - значит сделать первый шаг к активному участию в Божественной литургии. Знак креста позволяет заново открыть для себя классическое христианское мировоззрение творения как таинства и Креста как средства, с помощью которого побежден дьявол, падение человечества обращено вспять и космос искуплен.

Заключение

Отказ Реформатов от крестного знамения - хороший пример того, как бросили младенца с водой для ванны. В своем рвении дистанцировать протестантизм от римского католицизма многие христиане-реформаторы были готовы дистанцироваться от ранней церкви, о чем свидетельствует глава 27 Второго гельветского исповедания и общая позиция. Результатом стало отрыв протестантизма от его исторических корней.

Многие протестанты и евангелисты сегодня осознали этот разрыв и стремятся восстановить связь со своим древним христианским наследием.Некоторые, в ответ на бестелесный подход к богослужению, приняли богослужение и крестное знамение. Этот интерес даже среди реформатских христиан, вероятно, и вызвал вопрос у пастора Дуга Уилсона. Не так давно поднятие вопроса о том, что кальвинисты крестятся, вызвало бы ужас и недоумение: Почему кальвинист или стойкий евангелист захотел креститься? Зачем вообще задавать вопрос? Но ландшафт протестантизма значительно изменился за последние годы.Евангелисты и христиане-реформаторы сейчас ведут глубокие беседы с католиками и православными христианами. Эти разговоры расширяют богословские парадигмы многих протестантов и заставляют некоторых задавать вопросы, выходящие за рамки обычных богословских параметров.

Вопрос для протестантов

Протестантам, желающим вернуть себе свое древнее христианское наследие, крестившись, рано или поздно придется спросить себя, насколько крепко они хотят держаться за свой протестантизм.Я поднимаю этот вопрос, потому что, как указали Тертуллиан и Василий Великий, знамение креста основано не на Писании, а на Традиции. Возникает вопрос, следует ли креститься по модным постмодернистским причинам или потому, что это часть древней христианской священной традиции. Принятие Священного Предания означает серьезное рассмотрение претензий Православной Церкви быть носителем Священного Предания.

Я заканчиваю цитатой Кларка Карлтона о механизме древнего будущего:

Существует также большая разница между заявлением о традиции для себя и заявлением о по традиции .Я, вместе с Уэббером и соавторами его книги, был полностью готов заявить, что историческая Церковь и литургия являются моим собственным пониманием христианства. Но все же Я все еще контролировал! Я, в истинно протестантской манере, был судьей и присяжным в том, что подходило и не соответствовало моему христианству. Я был готов заявить права на историческую Церковь, но у меня было еще , чтобы признать Ее притязания на меня .

Карлтон, бывший южно-баптистский семинарист, перешедший в православие, пришел к этой поразительной мысли:

Постепенно я пришел к осознанию того факта, что Священное Предание имеет такое же притязание на мою жизнь, что и само Евангелие , ибо Предание - это не что иное, как Евангелие, живое на протяжении всей истории.

Роберт Аракаки

Рекомендуемая литература

Покойный отец Питер Гиллквист, евангелист, принявший Православие, посвятил одну главу своей книги « Становление православной» , главу 9 - «Знак для всех христиан» теме крестного знамения.

Статьи по теме

.

Смотрите также