Приметы и суеверия казахского народа


Казахские поверья и запреты | Новости Казахстана: последние новости на Kazakh TV

Среди обычаев и традиций казахского народа существует  отдельный раздел, именуемый «поверья и запреты». Без поверий не может быть обычаев, без запретов не может быть традиций. В старину детей  так и воспитывали  - с помощью поверьев и запретов. 

Например, существует верование «қорықтық құю». «Қорықтық»  обычно лили на младенца в колыбели. Когда младенец беспричинно пугался чего-то,  расплавляли свинец,  заливали у изголовья колыбели, снимали таким образом  с ребенка чувство страха. Этот ритуал был распространен по всем регионам казахской земли.

Когда ребенок сильно пугался чего-то, проводили обряд аластау –окуривания. Аластау – это, можно сказать, народное знание, обладающее магической силой. Одно из них - это когда льют на ребенка  «қорықтық». Надо сказать, қорықтық можно лить не только на малышей, но и на взрослого человека.  Его льют на него, если он чего-то сильно испугается. Даже название «қорық» говорит само за себя, оно происходит из слова «боязнь». Это процесс снятия с человека чувства боязни, испуга и страха. Когда расплавляют свинец и заливают  в раскаленном виде на изголовье колыбели, раздается  резкий звук,  громкий  звук «быж-ж-ж». Услышав этот звук, человек вновь пугается от мысли, что он может обжечься, в результате предыдущее чувство страха улетучивается, и он освобождается от испуга, овладевшего им до этого. Это, можно сказать,  однf из мер магии окуривания.

Частью ритуала, проводимого в честь малыша в колыбели, является  вывешивание над колыбелью разного рода украшений и погремушек, амулетов и талисманов. Амулеты – это когти священных животных, зубы  хищников или же крыло птицы. Существует поверье, что когти и зубы хищных жвотных изгоняют чувство страха, предохраняют от него. А сова – это священная птица. Cчитается, что ее крылья защищают  младенца от злых духов. А драгоценные камни, агаты и жемчуга, защищают от порчи и сглаза. 

По нижнему течению  Сыр-Дарьи, на юге казахской земли пекут хлеб – лепешку без дрожжей,  очень твердую. Этот хлеб называют «шымшыма нан». Ему придают 7-угольную форму, согласно поверью , чтобы путь ребенка был свободен по всем семи направлениям света.  Формой он напоминает Солнце. Этот обычай имеет продолжение по нижнему течению Сыр-Дарьи и в наши дни. Если вам придется побывать в тех краях, вы увидите такой хлеб над колыбелью ребенка. Он никогда не прокисает, не портится. Существует обычай подвешивать над колыбелью глаз-бусину, чтобы первый взгляд человека бросался не на ребенка, а на это украшение, на магический предмет, обладающий защитной функцией. Он, во-первых, охраняет ребенка от сглаза, во-вторых, от испуга в ночное время. А чтобы ребенок не пугался ночью,  то под периной бесика прятали нож. Можно было спрятать и клык волка. По поверью казахов, волчий клык также обладал магической силой.

У древних казахов  было множество запретов, касающихся воспитания ребенка.  Например, айдар қою. Чтобы малыша не сглазили, чтобы не навели на него порчу, мальчику отпускали айдар -  хохолок, а девочке – подстригали челку.

Древние кочевые казахи на одежду девочки, платье и камзол, пришивали блестящие камни. Платья были красного цвета, на голову надевали тюбетейку. А совиные перья пришивали не только на головной убор девочки, но и на головной убор мальчика. Это также должно было защитить их от порчи и сглаза.

Обратимся к поверьям и запретам, связанным с воспитанием ребенка. Вся жизнь человека от рождения до самой смерти тесно связана с поверьями, суевериями и запретами. В первые дни рождения ребенка ему присваивается имя. При этом соблюдается обычай Азан шакыру. Суть состоит в том, что повторяется имя 3 раза как молитва. Казахи, присваивая имя малышу, ожидали от жизни только хорошее. Следовали поверью.

Когда происходило так, что дети умирали после рождения или же мать не смогла доносить ребенка и случался выкидыш,  согласно поверью, пуповину рожденного следующего ребенка рубили топором. Ему присваивали имя «Балтабай». Либо называли  «Темирбай». Чтобы он вырос крепким как железо, чтобы был тяжелым как топор. Либо согласно поверью, чтобы ребенок остался жив, его назвали «Турсын», что означает  «пусть живет». У казахов существует слово  «итжанды - выносливый, живучий». В каких случаях называют  человека «итжанды»? Согласно поверью, чтобы ребенок был жизнеспособный, чтобы оставался живым при любых болезнях и напастях, когда он оставался жив после нескольких трудных ситуаций, его называли итжанды - живучим. Если предыдущие дети, рожденные до него, умирали, существовало поверье: если малыша провести под печенью собаки, он останется жив, чтобы в последующем он был выносливым и крепким. Так, ребенку присваивали имя «Итемген». Называли «Иттемир, Италмас». Такие имена встречались у казахов очень часто. В настоящее время таких имен  у детей нет, уже не присваивают. Но из истории известно, что они были.

Древние казахи с особым вниманием относились к присвоению имен малышам. Считалось, что имя человека формирует его судьбу. Поэтому старались дать ему хорошее имя. Ему присваивали имя уважаемого человека,  достойного и авторитетного. Все это рождено из поверий и суеверий.  Вместе с тем, при присвоении имени малыша, в гости сзывали певцов и домбристов, и им предоставлялось право назвать ребенка достойным именем. Существовал обычай отрезать от нижнего края чапана лоскут и сшить из него пеленку для малыша. Следовали поверью, чтобы малыш вырос  любителем искусства, давали выпить остаток напитка. Все эти суеверия возникли на основе желания  дать счастье своему ребенку.

Если в семье дети умирали один за другим, едва родившись, то следующего заворачивали в белье 90-летнего старика или старухи, веря, что он будет жить как и эти старцы, долго и счастливо. Такова была первоначальная пеленка этого ребенка. Родители просили  у Всевшнего дать малышу долгую жизнь, как у этой бабушки или дедушки. Казахские поверья и запреты,  можно сказать, полны особых интересных моментов. А встречающиеся в именах окончания «бай» или «бек» в связи с традиционной жизнедеятельностью казахов были очень распространены среди кочевников. Приветствовались сочетания имен на «хан», «султан», что также по поверью приносило только добро. В этом случае родители желали, чтобы их ребенок был человеком народа, служил ему. В отношении девочек происходило так же. Например, сплошь и рядом встречаются продолжение имен «ай», «жулдыз», «кун». Существуют женские имена «Жулдызай», «Алтынай». Эти имена возникли из поверья, чтобы дети с этими именами  вознеслись высоко, были всегда на высоте, блистали и были счастливы.

Примеров поверий, суеверий и ритуалов множество. Если малыш спит на спине – значит будет известной в народе личностью. Если спит свернувшись – вырастет пессимистом, безвольным. Если спит лицом вниз – будет мыслителем. Если лежит свободно, раскинув руки и ноги, будет батыром, выдающейся личностью. Если малыш наступит ногой на блюдо – это считали  признаком  достатка. И все это возникло отнюдь не беспочвенно. Это поверья, рожденные из тысячелетнего опыта кочевников.

Ребенок, бывают случаи, может родиться с покровом. Говоря покров, имеется в виду оболочка, окружавшая ребенка при родах или же еще говорят «родился в рубашке». Некоторые дети сразу же рождались со своей оболочкой. Это случается очень редко, но встречается. И сейчас можно услышать о подобных случаях. Такого ребенка особенно защищали от сглаза. Потому что они, как правило, рождаются красивыми, миловидными и пригожими. И потому родители скрывают, что он родился «в рубашке», чтобы уберечь от сглаза. При этом говорили загадками, дескать, родился с бурдюком. В таких случаях женщина, принимающая роды, не разрывает оболочку ребенка руками, а снимает его зубами, и опять-таки согласно поверья, не кидает куда-нибудь под ноги, а зарывает под дерево, подальше от людских глаз. Таким образом рожденную девочку называли именем Пердегуль, а мальчика -  Пердебек. Люди, носящие эти имена, считались красивыми и пригожими людьми.  По мере  взросления ребенка его жизнь также  сопровождали различные суеверия и поверья, запреты и ритуалы. 

«Ырым-тыйым» – поверье и запрет,  само название свидетельствует о том, что  человека надо уберечь от плохого, приучать к хорошему. Поверья и запреты никогда не вступали в противоречие с принципами жизнедеятельности  нашего народа. Именно поэтому они сохранились до сих пор.

Быт кочевников-казахов – это гуща, состоящая сплошь из обычаев и традиций, из поверьев и ритуалов.  Например, откочевка, пастбища и луга для пастьбы скота, понимание кочевниками процессов небесного свода – все они основываются на поверьях и суевериях. «Если родился месяц, готовься к   долгому хождению». «Если солнце в ореоле, готовь лопату» - эти и подобные пословицы и поговорки возникли из многочисленных примет, поверьев и ритуалов.

Казахские приметы и суеверия, поверья и ритуалы являются целостной системой,  неделимой частью  казахской духовной культуры. Они передавались от отцов к детям, хранились в памяти народной, это  тоже главная часть  нашего  духовного наследия. Все они находятся в тесной взаимосвязи с религиозными традициями.

Когда в Х веке в степи официально приняли ислам, идеи Абу Ханифы, получившие распространение на нашей земле, не противоречили обычаям и традициям тюрков. Они приняли ислам и в то же время сохранили свои традиции. А обычаи и традиции, вступившие в противоречие с исламской религией,  постепенно вышли из употребления.  Система примет и суеверий, поверий и ритуалов  не противоречит религии ислама, поэтому сохранились  до наших дней, живут и продолжают действовать.

В системе  казахских поверьев и запретов очень много поверьев, которые были призваны защитить невесток, молодых матерей, женщин вообще. Например, молодая мать не прогонит собаку, зашедшую в дом. Если прогонит, то выпадут зубы. Невестка среди ночи не должна ходить за водой. Не должна вывешивать белье. Она от испуга может заболеть. Беременная женщина не должна брать в руки пилу, ножницы. Иначе может родить раньше срока. Беременная женщина не должна есть кроличье мясо. Если съест, то ребенок может родиться с «заячьей губой». Сноха не должна садиться на почетное место. Это место гостей или хозяина дома. Все эти поверья касаются учтивости женщин, воспитания невесток. Это великая наука воспитания казахов - древнего кочевого народа.

Как мы знаем, наши предки были кочевниками.  Постоянно кочевали на сезонные пастбища: с зимовья на жайляу, с жайляу на  куздеу - осеннее пастбище, с куздеу на  коктеу - весеннее пастбище. И каждая кочевка непременно была связана с определенными поверьями и запретами.

Например, для откочевки выбирали удачный день. Казахи верили, что таким удачным  днем является среда. В другие дни старались не отправляться в путь. Кочевка начиналась в среду, с самого раннего утра. Есть такое выражение: «көш салтанат». Что это означает? Казахи для кочевки одевали парадную одежду. В обычные дни одевались просто, а парадная одежда хранилась в сундуке, дожидаясь своего часа.  Парадную одежду украшали вышивкой, драгоценными камнями. Так и  выходили на кочевку, принарядившись. Это считалось доброй приметой.  Это означало: мы собрались в дорогу, так пусть же дойдем до нового места живыми и здоровыми. А также перед откочевкой в двух местах зажигали огонь и  между ними пропускали весь скот. Затем меж двух огней проходил караван с вещами, караван верблюдов.  Ведь по старому поверью считалось, что на месте стоянки обитают черти. И для того, чтобы эта нечисть не увязалась за кочевкой, проходили между двух огней. И вообще казахи всякую нечисть изгоняли огнем.

Одна часть поверий связанных с откочевкой, касается четырех видов скота. Кочевку возглавляют аксакалы. За ними краса степей: молодежь, девушки и джигиты. Они поют, обмениваются шутками. После них - почтенные бабушки и матери семейства. И этот порядок ни в коем случае не должен нарушаться. Потому что, это тоже некий ритуал.

Существует понятие «Қарқаралы көш». Он  также связан с казахскими поверьями. Как мы уже говорили, на кочевку выходили во всем великолепии. И для того, чтобы не сглазили такую красивую кочевку, нацепляли перо, которое называли «қарқара».  Картина известного художника Культова «Көш салтанат» хранится в Центральном государственном музее. И там можно увидеть перо попугая, их четыре штуки.

Такие перышки привозили торговцы. Их для того и покупали, чтобы не сглазили кочевку. А те казахи, которые не смогли достать перо попугая, изготавливали пучок из перышек фазана. Пучок из фазаньих перышек. Мы же говорим «пучок из совиных перышек». Точно также делали пучок из  фазаньих перышек и втыкали их в тюки с вещами.  Называли его «қарқара». Лишь после этого отправлялись в путь. Надо отметить, что такой пучок из перышек до сих пор используется от сглаза.  Его можно встретить в Аральской местности.

Казахи никогда не говорили сколько детей имеют, и поголовье скота хранили в тайне. Никогда не спрашивали:  «сколько у тебя детей?» или «сколько скота?». Это также связано с приметами. Говорить точное число детей и скота – значит сглазить. Даже приплод скота: жеребенка, верблюженка или ягненка никогда не показывали чужому человеку. Держали в укромном месте. На быстрого коня, на иноходца нацепляли совиное перо. Лишь бы не сглазить.

Наши предки придерживались разных поверий, связанных с сохранением поголовья скота. Например, в  скотном дворе обязательно вешали «кәрі жілік» -  лучевую кость барана. В первую очередь, для того чтобы охранять от воров. Во-вторых, от сглаза. Даже в скотных дворах богачей висели в ряд лучевые кости барана. Об этом в своих трудах упоминал и Шокан Уалиханов.

Что интересно, череп скота предназначенного для согыма, казахи никогда не давали собаке. В аулах и сейчас можно заметить, что никогда  череп скота не бросают собакам. Наоборот, вывешивают на скотном дворе. Даже сегодня в аулах можно увидеть скотные дворы, где висит череп скота. Череп крупнорогатого скота, верблюда. До сегодняшнего дня это поверье сохранилось в окрестностях нижнего течения Сырдарьи, в Аральской местности,  также на западе. Например, в Аральской местности если взобраться на крышу скотного двора, можно увидеть череп барана. И на востоке в некоторых местах можно увидеть.

Если одна часть примет и поверий связаны с рождением человека,  другая часть связана со смертью. Скажем, одеваться во все черное, петь жоктау – ритуалы, возникшие именно с поверий.

Если умирает долгожитель, раздают «тәбәрік». Люди с удовольствием брали такой тәбәрік. Из желания жить долго. Тәбәрік – вещи ушедшего в мир иной. Это могут быть платки и материалы, которыми пользовался умерший.

На сегодняшний день существуют ритуалы, которые сохранились в одних регионах, а в других регионах навсегда забыты. Например, на востоке нашей страны, когда из дома выносят умершего человека, мужчины стоят опираясь на палку. Такой обряд в других местах и не встретишь. Такое можно увидеть лишь на востоке страны, когда мужчины стоят вот так, опираясь на палку.  Взрослые раньше говорили: «рукой не опирайся  на щеку», «щекой не опирайся на  палку». Всегда запрещали так делать. С чем это связано?  Потому что, считалось, что это вызывает смерть. Ведь когда кто-то умирает, то полагается скорбеть. Когда мужчины стоят опираясь на палку, они скорбят. Потому что, мужчины не плачут. Они всю свою скорбь, всю печаль доносили таким вот способом – опираясь на палку. Поэтому испокон веков казахи всегда запрещали делать такое. В других регионах этот обряд на сегодняшний день забыт.

Поверья и запреты дополняют друг-друга, но в то же время совершенно разные обряды. Например, поверье возникло от стремления к хорошему. А запреты  возникли, чтобы обезопасить себя от плохого.

Казахские обычаи и традиции - по жанру многогранная наука. Каждую нацию от глобализации могут спасти именно традиции и обряды. А для того чтобы в ХХІ веке остаться самой передовой страной – нужно как зеницу ока сохранить национальные традиции и обычаи!

Подробнее в выпуске проекта "Современные номады"

Материал подготовила Айгуль Айтмуханова

Следите за нашими новостями в телеграм канале @Kazakh_tv

суеверий

суеверий

Есть определенные количество необоснованных убеждений среди людей, живущих в сообществе, иногда возникающих от страха, иногда от беспомощности, а иногда от совпадений. Oни называются «суевериями». Эти верования существуют с момента создания первого человека. Многие из них не связаны ни с какими научными основа, разум, современность и религиозная вера. Хотя они отмечают иметь дело с мудростью и разумом, к сожалению, они не могут быть удалены и устранены от сердца, мозга, совести человека.В появлении таких убеждений как естественный состав лиц, так и неграмотные слова пожилых людей, а также некоторых религиозных деятелей. Даже если убеждения показали различия от человека к человеку, у них также есть некоторые общие аспекты. Суеверия, которые мы смогли сопоставить, перечислены ниже:

  • Нельзя есть еда, ставя одну ногу на другую, означает неуважение к столу и это считается признаком голода.
  • Зеркало, которое сломан может принести неудачу; Говорят, дом, в котором разбито зеркало, не может выздоравливайте в течение семи лет.
  • День тринадцатый месяца считается дурным предзнаменованием; в этот день ничего не делается.
  • Нельзя пройти перед машиной.
  • Считается как дурное предзнаменование, что кролик может проехать перед машиной.
  • Брюки надеть вставать - это знак бедности.
  • Молоко нельзя не давать никому в темноте ночи, говорят, что если тогда корова больше не дает молока.
  • Всякий раз, когда айва говорят, что зима будет тяжелой.
  • Любой ребенок, который играет с огнем, мочит постель.
  • Считается как знак мертвых, когда сова поет на сваях дома.
  • Говорят, что если что-то сказать в сорок раз - это достигается.
  • Это неправильно называть кого-то свиньей; Считается, что тот, кто произносит такое слово, не имеет аппетита сорок дней.
  • При подаче кому-то молоко, в молоко кладут кусочек угля или зеленый лист; в противном случае считается, что животное больше не будет давать молока.
  • Летят вороны около дома не считается удачей.
  • Нельзя изложены во время пятничной молитвы.
  • Прачечной нет сделано по субботам и вторникам.
  • Ребенок не может не говоря уже о том, что в случае необходимости рядом с ребенком кладут веник.
  • Судно для стирки не дают долго гореть, иначе говорят, что кто-то умирает в этом доме.
  • «Назар Бонджулю» (бусинка, которую носят от сглаза) прикрепляется к детям, чтобы отвести сглаз.
  • Когда конусы сосны слишком много, это знак того, что зима в этом году пройдет жесткий.
  • Кто бы ни прикрывал одеяло в среду заболевает.
  • Запрещено перепрыгнуть через ребенка, иначе ребенок останется невысоким.
  • Эта одежда ребенка остаются снаружи, пока закат не заставит ребенка заколдоваться.
  • Без подметания работа выполняется по ночам, которые в религии считаются священными.
  • Считается недопустимо посещать в ночное время роженицу, родившую ребенка.
  • Считается что тот, кто найдет клевер с четырьмя листьями, принесет ему удачу.
  • Считается что когда во время «Эзана» воет собака - это вестник смерти.
  • Если малыш ползет, гость придет домой.
  • Руки должны не быть связанными вместе, если этот человек потерпит неудачу.
  • Гвоздь на палец и ноготь на ноге не срезаются, если так, то считается, что этот человек столкнуться с одним печальным поступком и одним радостным событием.
  • Пока зевая рот должен быть закрыт, иначе считается, что зевящий не закрывая рта, цитирует «Эзан» дьяволу.
  • Ножницы не могут передаваться из рук в руки, потому что ножницы считаются врагом.
  • Дрожжи для хлеба не передается соседу после «Эзан».
  • Первые волосы вырез от мальчика кладут в карман отца, полагая, что он увеличится удача.
  • Кусочки хлеба не выбрасываются, если они собраны и съедены, говорят, что дома будет много удачи и плодородия.
  • Говорят, что тот, кто сложил руки, стал бесплодным и неудачливым, его / ее мать умирает.
  • Гвозди нельзя резать по ночам
  • Нельзя смотреть ночью в зеркало
  • Вода льется после свадьбы автомобиль невесты может вернуться в дом матери, повернув перевернутый сосуд с водой сидит на нем.
  • Резинка не жевательная по ночам говорят, что тот, кто жует жвачку по ночам, ест плоть мертвое тело.
  • Считается тот, кто играет ногой ночью, его / ее отец или мать будут умереть.
  • Не может быть по ночам свистнул, ибо свистящий сказал, что звонит дьявол.
  • Взять паука ночью считается грехом.
  • Говорят, что считать звезды ночью нехорошо.
  • Ясень нельзя выброшенный на улицу ночью горячий пепел нельзя поливать водой; считается что совершающие такое действие натолкнутся на проклятие джинна.
  • Одеяло нет покрыты почти.
  • Нет прохода сделано над местом, где белье стирают ночью, на него нельзя наступать вода для стирки.
  • Нельзя сидеть ночью за дверью, если это так, то считается, что этот человек столкнется с с клеветой.
  • Имена девочек написаны под туфлей невесты; считается, что девушка, чье имя не стерлась после церемонии бракосочетания.
  • Никто не должен проехать перед свадебной машиной.
  • Считается дурное предзнаменование, когда петух кукарекает перед ночью
  • Считается что любой, кто может пройти под радугой, изменит свой пол.
  • Вэнь кто-нибудь икает, говорят «кто-то упомянул ваше имя», а затем эта фраза произносится: «он / она друг, пусть назовет мое имя, если он / она враждебный, пусть вырвется наружу.
  • Говорят, что если заключенный носит кольцо мертвого человека, он / она может выйти из тюрьмы скоро.
  • Свинец залит для пациентов.
  • Свадебная церемония не делается между двумя байрамами.
  • Без ручной работы совершается после дневной молитвы.
  • Нижнее белье ребенка нельзя вешать после дневной молитвы.
  • Ткань на любую нельзя сшить.
  • Ясень нельзя утилизируется где-нибудь после послеобеденной молитвы.
  • Когда черный кошка проходит перед человеком, это считается дурным предзнаменованием.
  • Паук не может после дневной молитвы
  • Сказано, что если кто-то не закончит свою работу, его / ее смерть будет тяжелой.
  • Два ребенка не могут оставить одного в комнате, не дожив до 40 -го суток; в противном случае, считается, что один станет высоким, а другой - низким, который называется «кырк басан».
  • Брак не может совершаться между двумя байрамами.
  • Если олеастр побег, экскременты аиста и синюю бусину связывают и кладут под подмышкой, этого человека не коснется сглаз.
  • Две невесты не занесены в один дом.
  • Это неправильно пройти перед человеком, идущим на работу.
  • Человек, проходящий мимо через двух женщин не может заставить его жену подчиняться.
  • Это невезение слышать лай собаки; когда его слышат, говорят: «Он может лаять своему хозяину».
  • Если девочки едят что-то между двумя приемами пищи, их удача найти мужа становится невозможной.
  • Ручная работа есть не состоялось в течение первых трех дней «Курбан-байрама».
  • наступая на зола вредна, и это может привести к параличу человека.
  • Нельзя пройти через темное место, если возникнет необходимость, тогда турецкое слово «destur» (с вашего разрешения) необходимо процитировать.
  • Не наступать на пороге двери, обозначающей клевету.
  • Когда испражнения птицы падает на голову, значит, человеку повезет и он заработает Деньги.
  • Звон в ушах считаются дурным предзнаменованием.
  • Птичий стук на окне клювом знак того, что надо получать новости.
  • Гвоздь который разрез нельзя уронить на землю и наступить на него.
  • Сидеть на пороге не хорошо; Тем, кто на ней сядет, не повезет.
  • Чтобы увидеть черный кошка означает дурное предзнаменование.
  • Полет a падающая звезда означает мертвых.
  • Ребенок, у которого не доделал 40 день не забрал из дома, не прошел кладбище; иначе это сказано по-турецки «кырк басар».
  • Мальчик, который пьет у кофе нет усов, он становится безбородым.
  • Если ребенок сжимается его пальцы крепко, в будущем он станет скупым.
  • Когда младенец целуют под ногу, считается, что он рано ходит, когда целовал в губы рано говорить рано, когда целовать в шею нужно упрямо.
  • Если маленький ребенок смотрит сквозь пространство между ног, значит, придет гость дом
  • Войти в комнату с правой ногой означает удачу.
  • Что кошка крутится на юг (направление на Мекку) и чешет голову передними лапами приходится на дождь.
  • Для того, чтобы человек, пострадавший в аварии, не должен попадать в новую аварию, соль или монету циркулирует вокруг его / ее головы.
  • Кто видит Летящий аист проводит год, путешествуя непрерывно, кто бы ни увидел его на земля остается в его / ее доме.
  • Сточные воды нельзя выливать в канализацию, тот, кто ее выльет, будет парализован.
  • Не считается хорошо, что роженица (женщина, родившая ребенка) может покинуть свой дом сроком на сорок дней.
  • Считается что если ножницы остаются открытыми в доме, начнется драка.
  • Перейти под лестница считается дурным предзнаменованием.
  • Считается тот Ангел остается по правую руку от плеча, а Сатана по левому рука сторона плеча.
  • Когда кто-нибудь погибает среди жителей района, сливаются полные сосуды с водой.
  • Нет пальца направлен на Могилу и кладбище; если направлен, палец должен быть укусил и положил под стопу.
  • Синяя бусина предотвращает последствия сглаза.
  • Всегда ножницы остается открытым, значит, может открыться пасть врага.
  • Свеча зажжена на семь ночей в месте, где омывают труп.
  • Не смотреть у гвоздей, пока труп несут на кладбище.
  • Для ловли паука ведет бедность.
  • Если глаза мертвые человек открыт, считается, что вскоре другой человек умрет.
  • Взломать суставы пальцев считаются передающими четки сатане.
  • На рынке место, деньги на цену товара, купленного в первую очередь у Продавца, должны быть брошенным в киоск; это действие приносит удачу.
  • Всем, кто трещит суставы пальцев, приглашает сатану.
  • Увидеть минарет во сне - радостная весть; смерть оживляет, зеленый - желание, видеть, имея повешен - это знак, что можно получить помощь от великих личностей.
  • Чтобы увидеть яйца во сне подразумеваются нецензурные слова и сплетни.
  • Чтобы увидеть белый овца во сне истолкована как зима и снег
  • Родственник женщина, увидевшая во сне пенис, умрет.
  • Человек, который видит во сне человеческие экскременты, получает деньги.
  • Человек, который видит во сне девочку, получает плохие новости.
  • Человек, который видит во сне мальчика, получает радостное известие.
  • Всем, кто держит в руке золото во сне зарабатывает деньги.
  • Всем, кто видит во сне белого коня, исполняет его желание.
  • Подергивание в Правый глаз означает здоровье, левый - богатство.
  • Волосы в расческе после расчесывания не выбрасывается на улицу; если его бросить, он может запутаться куриная ножка, поэтому у вас может постоянно болеть голова.
  • Если слева ладонь поцарапана вы получите деньги, если поцарапана правая ладонь тогда вы потратите деньги.
  • Любые работы начаты во вторник приостановлено, поэтому не начинайте работу во вторник.
  • Дается мыло кому-то сверху.
  • Всем, кто остается под карнизом парализовано.
  • Всем, кто шьет его / ее платье, шьет его / ее мудрость.
  • Шип, который висит за главными воротами защищает семью от дурного сглаза, если повесить ухо, оно приносит богатство.
  • Левая рука надевать на голову во время питья воды.
  • Не выставлять во вторник.
  • Женщина не проходит перед мужчиной, который идет на работу утром, если она проходит мимо этого мужчины дела идут неважно.
  • Это дурное предзнаменование кипятить воду без цели.
  • Прачечной нет мыть по вторникам и субботам
  • Первоначально старые мужчины садятся за обеденный стол, иначе еда теряет свою продуктивность.
  • Если дрова горят в плите или духовке, издавая звук, считается, что сплетни сделал про жителя.
  • Красное платье есть не носить во время вспышки молнии.
  • Тапочки и перевернутая обувь не годится.
  • Не говорить в туалете - дурное предзнаменование.
  • Кханье курицы означает принести несчастье.
  • Считается что трижды постучать по дереву отразит всякое зло.
  • Если тапочки а туфли перевернуты, кто-то умрет дома.
  • В жертву приносят овцу в фундамент нового дома.
  • Вода льется позади человека, который отправляется в путь.
  • Если кто моет стирка по субботам в течение семи недель, потом кто-то умрет в дом.
  • Не спать в постели с чулком.
  • Не гореть внешняя оболочка из лука и скорлупы яйца.
  • Не кладите лицом вниз, если так, то вы были бы как немусульманин.
  • Везде, где шлангокабель брошена пуповина младенца, говорят, что именно эту профессию выберет ребенок упражнялись в этом месте. Следовательно, возможно, придется накинуть его на верх плитки для получения более высоких рангов по своей профессии.
  • От первого лица попавшийся с путником принесет либо удачу, либо несчастье удача.
  • Мальчик младенец положили на колени новой невесте.
  • Карандаш привязаны к новорожденному ребенку с целью его существования в хорошем настроении и хорошо учиться.
  • Не считается Правильно носить кольцо на левой руке.
  • В первом выход молодоженов после церемонии бракосочетания считается удачи ему разбить стакан.
  • Новорожденный нельзя стирать в пятницу.
  • Если кто-то дует ко рту новорожденного, считается, что этот ребенок будет сердечным.
  • Если вода вылито из стакана, значит, гость придет домой.
  • Хлеб в обращении вокруг головы человека, который дал лжесвидетельство, чтобы освободить от лжесвидетельства, а затем отдают собаке.
  • Если человек поднимает правую ногу во время принятия присяги, тогда его присяга становится неприемлемой.
  • Если хлеб прошел по ране и брошен на кладбище перед утренним «Эзаном», а затем, если человек, бросивший его на кладбище, вернется домой без оглядываясь назад, считается, что рана поправится.
  • Говорят, что любой, кто спит в постели, широко раскинувшись, заработает слишком много денег, Напротив, тот, кто спит в постели, уменьшаясь в размерах, получит меньший доход.
  • Хлеб или сахар оборачивается вокруг раны, и если дать собаке до утра «Эзан», рана заживает.
.

Блог Казахномада: взгляд на Казахстан с запада

Казахские суеверия

Мухамет Шаяхметов в своей книге «Тихая степь» (с. 241) написал, что казахи суеверны. Моя подруга Ким подтвердила эту информацию, рассказав мне о некоторых суевериях, с которыми она столкнулась, живя в Казахстане более десяти лет. Ким, ее муж и дети жили в казахской деревне первую половину своего пребывания, поэтому она много знает о настоящей казахской жизни.Очень отличается от жизни большого города Алматы, который на самом деле НЕ казахский, если смотреть на внешнюю облицовку.

Одно суеверие, о котором знал Ким, заключалось в том, чтобы охранять дом от злых духов, казахи собирали в горах какую-то священную траву, чтобы сжечь ее и стряхнуть дым вокруг дома. Другой - содержать дом в безупречной чистоте перед сном. Беспорядок в месте может только пригласить нежеланных злых духов поселиться ночью.(На мой взгляд, ничего суеверного !!!) Однако казахи отразили злых духов еще одним способом - подложить нож под «бесик» или качающуюся кровать. Ким также сказала мне, что определенная значительная кость животного будет выбрана и повешена на стену. Она призналась, что мало что знала об этой традиции, но знала, что существует много других казахских суеверий.

Казахские жизненные события дома по сравнению с американской мобильностью

Естественно, Ким ориентируется на дом, будучи матерью четверых детей, поэтому она заметила, что для казахов очень важны жизненные события, такие как рождение, обрезание, свадьбы и смерть.Несмотря на то, что казахи происходят из кочевых традиций, их дома в юртах были центром их вселенной. Поэтому, полагаю, «улет на реактивном самолете» в дальние страны для казахов не имеет большого значения. Однако для нас, американцев, выходцев из страны иммигрантов, главным жизненным событием для нас является отъезд в неизведанные земли. Казахстан

по-прежнему остается неизведанной страной неизведанного для многих из нас, жителей Запада.

Я вспоминаю, когда 15 лет назад преподавал в университете в Бишкеке, Кыргызстан, мой декан из Крыгиза НЕ понимал, что из-за смены часовых поясов нарушается цикл сна.Почему американцы не могли выйти из самолета и прыгнуть прямо в школу через час после нашего прибытия? Мой прославленный киргизский декан с болью поняла смену часовых поясов, когда посетила США

.

, но только через несколько лет после того, как она увидела, как в первую неделю американцы таскали по университету.

Ким повторил, что жизненные события казахов очень важны, и что их форма ислама происходит не в мечети, а дома. Она была свидетельницей из первых рук, как женщины увековечивают память умершего любимого человека с его удивительными музыкальными способностями, импровизируя песню о горе.Например, когда Мухамет написал в своей книге о своей матери, которая очень красноречиво сделала скорбную импровизацию после потери дорогого члена семьи. По словам Ким, для нее было навязчиво, но приятно слышать музыкальные произведения казахских женщин в их импровизированных песнях о горе.

Детям нужно запоминать казахские пословицы
Еще в США у нас была поговорка: «Детей нужно видеть, а не слышать». Это было тогда, когда США были скорее аграрным обществом, и за семейным столом на ферме сидело много детей.Было вполне уместно и уместно, чтобы за обеденным столом видели детей, а все говорили взрослые. Эта традиция подходит казахам, где их маленьких детей поощряли сидеть и слушать более старших и более мудрых членов семьи. Раньше ожидалось, что казахи будут слушать и учиться, действительно слушают рассказы, рассказанные устно, и запоминают их. Кроме того, взрослые от 40 лет и старше должны были использовать выученные ими пословицы для объяснения жизненных уроков детям.

Опять же, мой опыт преподавания в течение полутора лет в кыргызском университете 15 лет назад показал, что кыргызские студенты быстро овладели английским языком, несмотря на отсутствие каких-либо учебников в западном стиле, просто потому, что молодые люди хорошо запоминали и слушали интонационные образцы. По сути, это и есть изучение языка: слушание, имитация и запоминание. Я заметил, что устные навыки преобладали при изучении английского языка для жителей Центральной Азии, но, по понятным причинам, не письменные навыки, которые, безусловно, требуют большего чтения.

Это напоминает мне кое-что еще, что Ким рассказывала мне о некоторых своих казахских помощниках, которые не имеют понятия о том, как складывать книги на книжные полки. Поскольку все знания были переданы в память и жили в юрте и переезжали с места на место в зависимости от времени года, у казахов не было книг. Поэтому ее казахские помощники обычно кладут книги вверх ногами или переплетами внутрь, а не наружу, чтобы вы могли прочитать название. Я полагаю, когда жители Запада вырастают из детского сада и имеют доступ к библиотекам, вы не понимаете, что тем, у кого нет книг или библиотек, даже заботится о том, как «правильно» разместить книгу на полке.

Запрещенные предметы у казахов

Что вообще табу на разговоры у казахов? Очевидно ни денег нет, ни их нехватки. Денег в долг тоже можно. Однако ничего не разрешается в отношении дома и его личных дел, например, если у родителей проблемы с ребенком или если муж избивает свою жену. Все эти темы запрещены вне семьи. Ким рассказала мне о молодой невесте, которая была посвящена в новую семью и должна была служить своим родственникам.Если свекор был недоволен тем, как она подавала ему чай, он мог ее побить. Вот почему говорят, что невеста заплетает косы, потому что, выйдя замуж, ей некогда даже поправить прическу. Так занята молодая женщина, изучающая все семейные традиции в своем новом доме под опекой свекрови. Ким сказала, что есть даже традиция, которую она слышала о том, что родственники супругов стирают друг другу одежду, чтобы показать свою солидарность друг с другом. Однако именно невеста должна страдать и держать всю эту боль при себе, особенно если она замужем в властной семье.

Соседи и взаимная задолженность

Ким также рассказал, как очень важно быть соседом в Казахстане. Она рассказала мне о своей соседке в Алматы, у которой была коза. Когда у Ким родилась младшая дочь, которая не прибавляла в весе, ее соседка-казах взяла на себя обязательство ежедневно приносить козье молоко, чтобы ребенок набух. Ким хотела заплатить соседу деньги, но женщина не имела никакого отношения к оплате. Все, что она хотела от Ким, - это обещание «страховки»: если с ее козой что-нибудь случится, Ким оплатит счет ветеринара.Это напомнило мне время, когда я жил в Китае, где китайцы пытаются построить «гуаньси ». Если вы взаимно обязаны другому человеку, он может потребовать от вас услуги на своих условиях, если он что-то сделал для вас раньше. Деньги совершенно неуместны, это подход «я почешу тебе спину, если ты почешешь мою».

Некоторые культурные запоздалые мысли

Конечно, мы с Ким говорили о многих других вещах, сидя на вершине холма Кок Тобе на днях.Теперь только мужчины приветствуют друг друга « assalai magaleikum!» , и ответ будет: « Aleikum assalaam». Кроме того, насколько важно для мужчин найти других, родившихся в том же году, что и они, называются корд или что-то в этом роде. Как будто казахи, у которых один год рождения, - братья по крови.

И последнее, что сказал мне Ким и я лично заметил в своем университете, это то, что казахстанскому народу нужен кто-то, кто виноват в его несчастьях.Это потому, что для них как мусульман нельзя винить Аллаха. Ким привела пример, когда в семье было 7 девочек и 3 мальчика, и один из мальчиков умер. Смерть приписывалась русскому, который только что перебрался в этот район и якобы дал мальчику «сглаз». Кто-то другой, вне клана, должен нести ответственность за любую печаль, постигшую семью. Мы говорили о многих других вещах, но я хотел задокументировать те вещи, которые я запомнил наиболее ярко из собственного опыта Ким в этой культуре и на земле Казахстана, месте, которое мы хотим знать и любить.

.

КАЗАХСКИЙ ХАРАКТЕР И ОБЩЕСТВО | Факты и подробности

КАЗАХСКИЙ ХАРАКТЕР

Казахи известны своей жизнерадостностью, честностью, сердечностью, искренностью, гостеприимством, толерантностью и прямолинейностью. Качества, которыми восхищаются, включают храбрость, эмоции и оптимизм. Уважение к старшим и клановая преданность занимают высокое место в казахстанском обществе. Какахи традиционно объединялись в кланы, которые, в свою очередь, объединялись в племена. Узбеки и казахи считаются наиболее индивидуалистическими людьми в Центральной Азии.

Семья, община и клан - средоточие казахской жизни. В прошлом, когда они были скотоводами-кочевниками, каждому приходилось полагаться на других, чтобы выжить, и такое отношение все еще присутствует в Казахстане. Хотя годы советской власти повысили уровень подозрительности и недоверия, эти годы не уничтожили и не ослабили традиционных представлений о гостеприимстве, дружбе и товариществе. Говорят, что община - это центр личности. Поскольку многие города и деревни маленькие и изолированные в огромной стране, опора на других традиционно была важна для выживания.

Казахская и кыргызская культуры были описаны как смесь монгольской и турецкой культур. На казахстанскую культуру больше всего повлияла русская культура, и она была описана как «наименее подверженная строгим кодексам поведения». В бедных сельских районах люди могут впадать в отчаяние и опускаться до мелкой коррупции, но при этом они могут сохранять некоторое достоинство. Они также могут быть удивительно оптимистичными и жизнерадостными даже в самых суровых условиях.

До некоторой степени люди также сохраняют советский менталитет, поскольку они редко вовлекаются в личные дела других людей и склонны держаться особняком, находясь на публике.Из-за такого отношения люди мало на что обижаются. Хотя каждый заметит странное поведение и культурные отклонения, редко кто укажет на ваши культурные ошибки. [Источник: safaritheglobe.com]

Казахское гостеприимство

Казахи очень гостеприимны. Гостеприимство выражается теплым приемом и предоставлением гостям почетного места за столом. Есть выражение: «Казахские сердца, как степи - широкие, добрые и щедрые.«Ислам - их религия - и кодекс поведения кочевников уделяют большое внимание гостеприимству.

Репортаж из дома рыбака Аральского моря в Каратерене, Казахстан, Илан Гринберг написал в New York Times: «Получив неожиданных посетителей, Жайсанбаев разворачивал длинные ковры ручной работы в своей большой гостиной, пока его жена готовила груды орехов и фруктов. и колбасные изделия на кухне, сверкающие новой, фирменной бытовой техникой, импортированной из Кореи ». [Источник: Илан Гринберг, The New York Times, 7 апреля 2006 г.]

Казахи традиционно угощают всех гостей, как приглашенных, так и незваных, лучшими вещами, которые у них есть - обычно призовой овцой.За ужином хозяин преподносит гостю блюдо из баранины с головой барана, который в знак признательности отрезает кусок правой щеки и кладет его обратно на тарелку. Затем он отрезает ухо и предлагает его самому младшему из сидящих за обеденным столом. Затем он возвращает хозяину голову овцы.

См. Пищевые обычаи

Казахское общество

Традиционное казахское общество вращалось вокруг пастбищных животных и привязанности к кланам, племенам и «жузам» (аналогично племенным конфедерациям).Облигации, основанные на этих принципах, продолжают играть важную роль в современном казахстанском обществе, политике и экономике. Казахстан традиционно делает упор на уважение к старшим, терпимость к религии и национальности. Верность клану часто важнее религии.

Согласно сайту kwintessential.co.uk: «Казахи выработали патриархальный взгляд на мир. Они объединились в большие семейные группы, чтобы бороться с невзгодами окружающей среды и защищать свой скот и свои семьи.Официально это называлось «ата-баласы», что означает объединение дедушкиных сыновей в одно племя большой семьи. Муж играет главную роль в семейной жизни и в конечном итоге несет ответственность за выживание семьи. [Источник: kwintessential.co.uk]

«Казахстан - это также чрезвычайно иерархичное общество. Каждому отводится особое место в иерархии, основанной на семейных отношениях. Людей уважают за их возраст и положение. Старшие люди считаются мудрыми и поэтому пользуются уважением.«Пути старейшин» - популярное выражение, которое используется для объяснения того, почему все делается предписанным образом. Казахи ожидают, что либо старший, либо высшее должностное лицо будут принимать решения, которые отвечают интересам группы ».

Казахские роды

казахов традиционно были объединены в кланы и племена. Они, в свою очередь, были организованы в племенные группы с общим предком и жуги (см. Историю).Старейший жуг состоит из одиннадцати крупных траибов: Дулат, Албан, Суан, Сары-Уйсун, Сргели, Ысты, Ошакты, Чапрашты, Чанышклы (Катаган), Канглы и Жалаир. Каждый состоит из нескольких больших клановых групп. Племя дулат состоит из клановой группы Ботпай, Чмыр, Сайкым и Жамыс, которая в свою очередь состоит из нескольких кланов.

Верность клану часто важнее религии. Каждый казах знает свою родословную не менее семи поколений. Один казах сказал National Geographic: «Если человек не может назвать своих предков на протяжении семи поколений, он не казах.«Обладая этими знаниями, казах или она могут также определить свои родственные связи практически со всеми другими казахами или со всем миром. Крупные роды со средним жугом - это кипачаки, аргыны, найманы, кере и уаки. Три больших клана Младшего Жуга - это Баюл, Алимул и Зетыру,

У каждого казахского клана есть тамги (символ клана), уран (боевой клич) и общий предок, а с ним сказки и легенды, связанные с основанием клана.Родственные связи прослеживаются как по мужской, так и по женской линии. Существовали некоторые особые правила, регулирующие детей дочерей или сестер женщин. Например, дочери или сестры женщины могут отнять у нее что-нибудь ценное до трех раз.

Хазахский жуз

Исторически казахи относили себя к одному из трех жузов, или орд (орды), каждая из которых имела традиционные территории: Великая Орда, Средняя Орда и Малая Орда - или правую, левую и западную ветви как правительство Цин. документы переданы им.Средняя Орда была самой могущественной, с наибольшим количеством людей и наиболее полной клановой родословной. Казахи в Китае в основном принадлежали к Великой и Средней Орде. [Источник: China.org china.org * | *]

Поскольку Малая Орда контролировала западный Казахстан, а Средняя Орда мигрировала через территорию современного северного и восточного Казахстана, эти группы первыми попали под контроль России, когда колониальная политика была относительно мягкой. Традиционным дворянам этих орд удалось сохранить многие из своих привилегий и обучить своих сыновей в русских школах.Эти сыновья стали первыми казахскими националистами, а их сыновья, в свою очередь, были уничтожены Сталиным, который пытался искоренить казахскую интеллигенцию во время чисток 1930-х годов. [Источник: Библиотека Конгресса, март 1996 г. *]

Большая, или Великая, Орда доминировала на юге и, следовательно, не подпадала под контроль России, пока колониализм не стал намного жестче. Значительно меньше казахов Великой Орды были вовлечены в политику до революции, но те, кто это сделал, стали социалистами, а не националистами.По этой причине члены Великой Орды стали доминировать после прихода к власти большевиков, особенно после того, как столица Казахстана была перенесена из Малоордынского города Оренбург (ныне в России) в место зимовки Великой Орды, Алматы. Говорят, что Кунаев и Назарбаев имеют корни в кланах Великой Орды.

С распадом КПК и ее патронажных сетей и в отсутствие какого-либо другого функционального эквивалента членство в кланах и жузах стало играть все более важную роль в экономической и политической жизни республики как на национальном, так и на провинциальном уровнях. уровень.Сила клановой политики проявилась в споре о переносе национальной столицы в Акмолу, что укрепило бы престиж Средней Орды, на землях которой расположена Акмола. В целом представители Малой и Средней орды более русифицированы и, следовательно, более склонны к сотрудничеству с промышленными и торговыми интересами России, чем представители Великой Орды. Акежан Кажегельдин, премьер-министр в 1996 году, был средним ордом, как и лидер оппозиции Олжас Сулейменов.Помня о силе России, Великие Орды меньше теряют от российского сепаратизма, чем Малые и Средние Орды, чьи земли будут потеряны, если контролируемые Россией провинции северного Казахстана будут отделены от республики.

Анатолий Хазанов из Университета Висконсина писал: «Принадлежность к определенному« жузу »по-прежнему важна для казахов, особенно среди местных администраций, которые часто саботируют решения, принимаемые президентом и правительством страны.Сегодня не стоит переоценивать внутриэтническую конкуренцию среди казахов. Он, конечно, имеет второстепенное значение и гораздо менее заметен, чем, например, у южных соседей казахов, туркмен. Не исключено, что важность этнических подразделений внутри казахской общины в будущем уменьшится, особенно если конкуренция с другими этническими группами продолжит возрастать. С другой стороны, я бы не стал полностью исключать возможность возрождения трайбализма в Казахстане в будущем, если возникнут соответствующие условия.]

Аулс

Традиционно казахи жили в поселениях, называемых аулами, по родству, которые образовывали основные административные единицы, именуемые сомон или арбан . Типичный аул состоит из пяти-восьми юрт, причем юрты располагаются в зависимости от отношения каждого домохозяйства к главе аула.

В старые времена аул представлял собой группу домашних хозяйств, состоящих из родственников и не родственников, которые мигрировали вместе и образовывали отдельные социальные единицы.Функции аулов включали помощь друг другу в трудные времена, участие в ритуалах родства, таких как свадьбы, похороны, обряды стрижки волос и экономические обмены. Домохозяйства в ауле сотрудничают в таких трудоемких работах, как уход за скотом и стрижка овец.

Лидером аула обычно является старший член, называемый аксакалом («белая борода»). Часто он не более чем старший мужчина в семье или в большой семье. Когда он умирает, его старший сын становится руководителем аула.

Рост урбанизации, коллективизация стада и увеличение поселений подорвали традиционную аульную систему. Традиционные административные единицы были заменены административными округами по территориальному принципу.

Традиционный состав кланов и аулов

Кланы формально были группами крови разных размеров. Самой маленькой продуктивной организацией и кочевой общиной в клане были «аулы», люди с одним и тем же дедом или отцом; иногда в них входили люди без кровных уз, в основном зависимые бедные пастухи извне.Итак, в «ауле», состоящем из трех, пяти, десятка и более семей, был резкий контраст богатства. Из-за войн, миграции или других причин такие внутренние кровные отношения стали очень рыхлыми. [Источник: China.org china.org * | *]

Правящая группа состояла из знати, вождей племен, владельцев стад и «бис». Бисы обычно происходили из семьи богатых пастухов, хорошо разбирались в законах, обычаях и красноречии и обычно считались квалифицированными посредниками. У этнической группы не было писаного закона, но у каждого клана был свой общий закон, защищавший частную собственность, привилегии вождей племен, а также племенную солидарность и единство.* | *

Всякий раз, когда возникали споры по поводу собственности, брака или других вопросов, «Би» выступала посредником и решала их в соответствии с клановым законодательством, обычно применяя «наказание девятью», то есть компенсацию девяти голов животных, выплачиваемую проигравшим проигравшему. победитель судебного процесса. По словам коммунистического правительства Китая: «Казахская клановая организация представляет собой сочетание феодальной системы эксплуатации и кланового патриархата. Правящий класс грабил народ экономически и пользовался политическими привилегиями.Большинство бедных пастухов были лишены каких бы то ни было прав ». * | *

Идентификация в Казахстане

Жители Казахстана обычно идентифицируют себя как казахи или русские, причем оба этих понятия имеют этническую принадлежность. Казахи изо всех сил пытались определить, что значит быть казахом. До прихода к власти Советского Союза казахи в основном были кочевыми народами, провозгласившими ислам своей религией. Из-за советской власти относительно немного казахов больше не ведут кочевой образ жизни (хотя некоторые приняли это) и немногие из них являются набожными мусульманами.Из-за этого люди цепляются за этническую принадлежность, которая все еще пытается найти или создать идентичность. [Источник: safaritheglobe.com]

Можно подчеркнуть, насколько важна клановая и региональная идентичность в Казахстане. Казахи традиционно делятся на три основные группы ( жуз, ): Великие (Южный Казахстан), Средние (Северный и Восточный Казахстан) и Малые (Западный Казахстан). Эти разделения восходят к периоду истории, когда Казахская империя была основана, а затем разделилась.Обычный первый вопрос, который задают казахи при встрече в первый раз: «К какому жузу вы принадлежите?»

Социальные изменения в Казахстане

Образ жизни в Казахстане претерпевает некоторые болезни роста, поскольку ставятся под сомнение люди, их культура, традиции и исторический образ жизни. Люди всегда жили жизнью, основанной на кочевничестве, перемещаясь вместе с животными и временами года. Однако Совет изменил это и заставил людей заселять земли, передав их от пастухов к фермерам.Сегодня почти все осели, но только около половины населения на самом деле урбанизировано, поскольку повседневный образ жизни в Казахстане по-прежнему основан на земле и природе для большого количества людей.

Хотя более половины населения проживает в городах, многие из них - этнические русские, ведущие образ жизни, аналогичный образу жизни других россиян. Городская жизнь является нормой для многих из этих людей, поскольку они поддерживают нормальный график работы и работу. Многие казахи также приняли этот образ жизни, поскольку работа и учеба устанавливают график для людей, по сути, диктуя распорядок дня.Для этих людей рабочий день обычно длится около восьми часов, а в школах часто преподают на пару часов меньше в день.

Несмотря на переселение людей и изменение образа жизни, культура по-прежнему уходит корнями в землю, и более четверти трудоспособного населения Казахстана по-прежнему работает в сельском хозяйстве. Для этих людей жизнь и средства к существованию сильно зависят от времени года и погоды. Ежедневный график меняется от сезона к сезону, но долгие часы работы не редкость в теплые летние месяцы, когда дни длиннее.

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, Энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, Smithsonian magazine, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters , AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Начало страницы

& копия 2008 Джеффри Хейс

Последнее обновление: апрель 2016 г.

.

Казахские традиции глазами Ким

Казахские суеверия

Мухамет Шаяхметов в своей книге «Тихая степь» (с. 241) написал, что казахи суеверны. Моя подруга Ким подтвердила эту информацию, рассказав мне о некоторых суевериях, с которыми она столкнулась, живя в Казахстане более десяти лет. Ким, ее муж и дети жили в казахской деревне первую половину своего пребывания, поэтому она много знает о настоящей казахской жизни.Очень отличается от жизни большого города Алматы, который на самом деле НЕ казахский, если смотреть на внешнюю облицовку.

Одно суеверие, о котором знал Ким, заключалось в том, чтобы охранять дом от злых духов, казахи собирали в горах какую-то священную траву, чтобы сжечь ее и стряхнуть дым вокруг дома. Другой - содержать дом в безупречной чистоте перед сном. Беспорядок в месте может только пригласить нежеланных злых духов поселиться ночью.(На мой взгляд, ничего суеверного !!!) Однако казахи отразили злых духов еще одним способом - подложить нож под «бесик» или качающуюся кровать. Ким также сказала мне, что определенная значительная кость животного будет выбрана и повешена на стену. Она призналась, что мало что знала об этой традиции, но знала, что существует много других казахских суеверий.

Казахские жизненные события дома по сравнению с американской мобильностью

Естественно, Ким ориентируется на дом, будучи матерью четверых детей, поэтому она заметила, что для казахов очень важны жизненные события, такие как рождение, обрезание, свадьбы и смерть.Несмотря на то, что казахи происходят из кочевых традиций, их дома в юртах были центром их вселенной. Поэтому, полагаю, «улет на реактивном самолете» в дальние страны для казахов не имеет большого значения. Однако для нас, американцев, выходцев из страны иммигрантов, главным жизненным событием для нас является отъезд в неизведанные земли. Казахстан

по-прежнему остается неизведанной страной неизведанного для многих из нас, жителей Запада.

Я вспоминаю, когда 15 лет назад преподавал в университете в Бишкеке, Кыргызстан, мой декан из Крыгиза НЕ понимал, что из-за смены часовых поясов нарушается цикл сна.Почему американцы не могли выйти из самолета и прыгнуть прямо в школу через час после нашего прибытия? Мой прославленный киргизский декан с болью поняла смену часовых поясов, когда посетила США

.

, но только через несколько лет после того, как она увидела, как в первую неделю американцы таскали по университету.

Ким повторил, что жизненные события казахов очень важны, и что их форма ислама происходит не в мечети, а дома. Она была свидетельницей из первых рук, как женщины увековечивают память умершего любимого человека с его удивительными музыкальными способностями, импровизируя песню о горе.Например, когда Мухамет написал в своей книге о своей матери, которая очень красноречиво сделала скорбную импровизацию после потери дорогого члена семьи. По словам Ким, для нее было навязчиво, но приятно слышать музыкальные произведения казахских женщин в их импровизированных песнях о горе.

Детям нужно запоминать казахские пословицы
Еще в США у нас была поговорка: «Детей нужно видеть, а не слышать». Это было тогда, когда США были скорее аграрным обществом, и за семейным столом на ферме сидело много детей.Было вполне уместно и уместно, чтобы за обеденным столом видели детей, а все говорили взрослые. Эта традиция подходит казахам, где их маленьких детей поощряли сидеть и слушать более старших и более мудрых членов семьи. Раньше ожидалось, что казахи будут слушать и учиться, действительно слушают рассказы, рассказанные устно, и запоминают их. Кроме того, взрослые от 40 лет и старше должны были использовать выученные ими пословицы для объяснения жизненных уроков детям.

Опять же, мой опыт преподавания в течение полутора лет в кыргызском университете 15 лет назад показал, что кыргызские студенты быстро овладели английским языком, несмотря на отсутствие каких-либо учебников в западном стиле, просто потому, что молодые люди хорошо запоминали и слушали интонационные образцы. По сути, это и есть изучение языка: слушание, имитация и запоминание. Я заметил, что устные навыки преобладали при изучении английского языка для жителей Центральной Азии, но, по понятным причинам, не письменные навыки, которые, безусловно, требуют большего чтения.

Это напоминает мне кое-что еще, что Ким рассказывала мне о некоторых своих казахских помощниках, которые не имеют понятия о том, как складывать книги на книжные полки. Поскольку все знания были переданы в память и жили в юрте и переезжали с места на место в зависимости от времени года, у казахов не было книг. Поэтому ее казахские помощники обычно кладут книги вверх ногами или переплетами внутрь, а не наружу, чтобы вы могли прочитать название. Я полагаю, когда жители Запада вырастают из детского сада и имеют доступ к библиотекам, вы не понимаете, что тем, у кого нет книг или библиотек, даже заботится о том, как «правильно» разместить книгу на полке.

Запрещенные предметы у казахов

Что вообще табу на разговоры у казахов? Очевидно ни денег нет, ни их нехватки. Денег в долг тоже можно. Однако ничего не разрешается в отношении дома и его личных дел, например, если у родителей проблемы с ребенком или если муж избивает свою жену. Все эти темы запрещены вне семьи. Ким рассказала мне о молодой невесте, которая была посвящена в новую семью и должна была служить своим родственникам.Если свекор был недоволен тем, как она подавала ему чай, он мог ее побить. Вот почему говорят, что невеста заплетает косы, потому что, выйдя замуж, ей некогда даже поправить прическу. Так занята молодая женщина, изучающая все семейные традиции в своем новом доме под опекой свекрови. Ким сказала, что есть даже традиция, которую она слышала о том, что родственники супругов стирают друг другу одежду, чтобы показать свою солидарность друг с другом. Однако именно невеста должна страдать и держать всю эту боль при себе, особенно если она замужем в властной семье.

Соседи и взаимная задолженность

Ким также рассказал, как очень важно быть соседом в Казахстане. Она рассказала мне о своей соседке в Алматы, у которой была коза. Когда у Ким родилась младшая дочь, которая не прибавляла в весе, ее соседка-казах взяла на себя обязательство ежедневно приносить козье молоко, чтобы ребенок набух. Ким хотела заплатить соседу деньги, но женщина не имела никакого отношения к оплате. Все, что она хотела от Ким, - это обещание «страховки»: если с ее козой что-нибудь случится, Ким оплатит счет ветеринара.Это напомнило мне время, когда я жил в Китае, где китайцы пытаются построить «гуаньси ». Если вы взаимно обязаны другому человеку, он может потребовать от вас услуги на своих условиях, если он что-то сделал для вас раньше. Деньги совершенно неуместны, это подход «я почешу тебе спину, если ты почешешь мою».

Некоторые культурные запоздалые мысли

Конечно, мы с Ким говорили о многих других вещах, сидя на вершине холма Кок Тобе на днях.Теперь только мужчины приветствуют друг друга « assalai magaleikum!» , и ответ будет: « Aleikum assalaam». Кроме того, насколько важно для мужчин найти других, родившихся в том же году, что и они, называются корд или что-то в этом роде. Как будто казахи, у которых один год рождения, - братья по крови.

И последнее, что сказал мне Ким и я лично заметил в своем университете, это то, что казахстанскому народу нужен кто-то, кто виноват в его несчастьях.Это потому, что для них как мусульман нельзя винить Аллаха. Ким привела пример, когда в семье было 7 девочек и 3 мальчика, и один из мальчиков умер. Смерть приписывалась русскому, который только что перебрался в этот район и якобы дал мальчику «сглаз». Кто-то другой, вне клана, должен нести ответственность за любую печаль, постигшую семью. Мы говорили о многих других вещах, но я хотел задокументировать те вещи, которые я запомнил наиболее ярко из собственного опыта Ким в этой культуре и на земле Казахстана, месте, которое мы хотим знать и любить.

Нравится:

Нравится Загрузка ...

Связанные

.

Смотрите также