Приметы исторического времени в былине никита кожемяка


Приметы исторического времени в сказке- былине «Никита Кожемяка» и образ русских богатырей в искусстве (литературе и живописи)

Тема урока: Приметы исторического времени в сказке- былине «Никита Кожемяка» и образ русских богатырей в искусстве (литературе и живописи) 4 «а» класс, 2017-2018 учебный год, система Л.В. Занкова. Учитель Егорова Н.С.

Цели деятельности

педагога

Формировать представления о жанрах былина, сказка, о древнерусских богатырях, воинах-защитниках и особенностях их воинского снаряжения; познакомить с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников;

создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве; учить изображать их на бумаге;воспитывать навыки сотрудничества, самоконтроля и самооценки.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Планируемые 
образовательные
результаты

Предметные: расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Метапредметные:

- познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свои достижения на уроке.

- коммуникативные: умеют строить высказывания; активно слушают одноклассников и учителя; вступают в коллективное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют ответы; умеют строить понятное монологическое высказывание; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Жанр сказка, жанр былина, литература как вид искусства.

Изобразительное искусство, живопись, образ, цвет, тон, композиция.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины-защитники»;

Русские доспехи X–XVII веков. Художник В. Семенов. – М. : Изобразительное искусство, 1983.

Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой

Образовательные ресурсы

Учебник литературного чтения 4 класс, В.Ю.Свиридова

Интернет-ресурсы:http://www.veliz.h22.ru, http://www.cityref.ru

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, гуашь, акварель, листы бумаги


Технологическая карта

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного настроя на уроке, способность быстрому включению в деловой ритм.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают песню «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.

– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет

речь на уроке?

– Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне.

Отвечают

на вопрос

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси

II.Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме образ богатырей в русском искусстве.

- Как вы думаете, какова тема и задачи нашего урока?

(Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с былиной «Никита Кожемяка», картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника)

Слушают учителя, самостоятельно формулируют тему и задачи урока

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Актуализация знаний

Цель: создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве.

– В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец».

В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом». 
Это значит, что богатырь славен своими делами. «Доброе братство дороже богатства» – это значит, что

дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.

– Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри».

Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

-Чем славен каждый из названных богатырей?

– Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов.

- Опишите Илью Муромца.

Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

Опишите Добрыню Никитича.

Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

Опишите Алешу Поповича.

Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке.

Прочитаем былину-сказку «Никита Кожемяка»

- Насторожило ли вас название былина-сказки?

-Понятно ли вам слово Кожемяка?

-Давайте прочитаем сказку и узнаем, верны ли ваши предположения?

-Понравилась ли вам сказка, а может былина?

- Что особенно вам понравилось?

-Откуда появилось название Кожемяка?

-Для чего мнут кожу?

-Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?

-Почему змей не съел царевну, а запер ее в своей берлоге?

-Кто мог ее спасти?

Как об этом узнала царевна?

-Почему Никита отказался спасти царевну?

-Почему он потом согласился?

-Чем закончилась битва Никиты со змеем?

-Что осталось от змея?

Найдите черты жанра сказки, жанра былина.

–– Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну?

– А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.)

– Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.)

– Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность 
Родине.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

Никита Кожемяка. И. К. Тарнагурская

Дети рассматривают богатырские доспехи, сравнивают, отвечают на вопросы.

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) 
о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют ответы.

Физкультминутка.

Выполняют упражнения

Личностные: осознанно заботятся о своем здоровье

III. Творческая

практическая деятельность

Цель: создать образ воина-защитника.

Приступайте к выполнению задания по плану:

1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы.

2. Наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру.

3. Покажите детали костюма.

4. Прорисуйте черты лица.

5. Окончательно доработайте образ воина-защитника

Составляют план работы.

Рисуют карандашом, гуашью, акварелью.

Познавательные: умеют применять полученные

знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

IV. Рефлексия деятельности

Цель: самооценка обучающимися своей деятельности

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам передать образ русского богатыря?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Домашнее задание: найти и прочитать, былины, пословицы и поговорки о богатырях.

Рассматривают выставку, оценивают работу свою 
и одноклассников.

Отвечают
на вопросы

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке.

4000 лет всемирной истории в одном эпическом графике «TwistedSifter

Впервые опубликованная в 1931 году, эта амбициозная «Гистокарта» Джона Б. Спаркса пытается выделить четыре тысячи лет всемирной истории, начиная с 2000 года до нашей эры. Гистокарта была впервые напечатана Rand McNally . Она продавалась за 1 доллар, а карта длиной пять футов была свернута в зеленую обложку. По данным Slate:

«Схема подчеркивает доминирование, используя цвет, чтобы показать, как власть различных« народов »(квазирасовое понимание природы человеческих групп, довольно популярное в то время) развивалась на протяжении всей истории.Неясно, что означает ширина цветных потоков. Другими словами, если ось Y диаграммы четко представляет время, что представляет ось X (отмеченная как «относительная мощь современных государств, наций и империй»)? Что означает «сила» для картографа? И видел ли Спаркс историю как игру с нулевым результатом, в которой народы и нации будут соревноваться за долю ограниченных ресурсов? Учитывая время его предприятия - он составил эту диаграмму между двумя мировыми войнами и в начале большой депрессии - это вполне могло быть его мышлением.”

Если вы считаете, что текст в таблице ниже слишком мелкий, щелкните изображение, чтобы увидеть более высокое разрешение. Вы также можете просмотреть масштабируемую версию в Коллекции карт Дэвида Рамси.

[через Slate]

Гистокарта
Четыре тысячи лет всемирной истории

Если вам понравился этот пост, Sifter
настоятельно рекомендует:

.

Национальный музей истории и культуры афроамериканцев

В Национальном музее афроамериканской истории и культуры мы считаем, что любой продуктивный разговор о расе должен начинаться с честности, уважения к другим и открытости идеям и информации, которые открывают новые перспективы.

В этом контексте мы недавно открыли «Говоря о расе», онлайн-портал, предоставляющий исследования, исследования и другие академические материалы из областей истории, образования, психологии и человеческого развития.Нашей целью было внести свой вклад в обсуждение этого жизненно важного предмета, с которым борются миллионы американцев.

Со вчерашнего дня определенный контент на портале «Talking About Race» стал предметом вопросов, к которым мы отнеслись серьезно. Мы прислушались к мнению общественности и удалили диаграмму, которая не способствует продуктивному обсуждению, которое мы планировали.

Цель и цель сайта - способствовать и развивать уважительные и конструктивные беседы, обеспечивающие более глубокое понимание.Как образовательное учреждение, мы ценим содержательный диалог и считаем, что становимся сильнее, когда можем сделать паузу, послушать и поразмышлять, даже когда это заставит нас пересмотреть наш подход. Мы надеемся, что этот портал будет постоянно развивающимся местом, которое будет продолжать расти, развиваться и обеспечивать, чтобы мы слушали друг друга в духе вежливости и общего дела.

.

Расшифровка речи короля Георга VI

Возможно, вы видели отмеченный наградами фильм - который был номинирован на 12 премий «Оскар» - теперь вы можете просмотреть оригинальную стенограмму речи короля, которая была отправлена ​​в Скотленд-Ярд в 1939 году и объявляла о том, что Великобритания собирается начать войну.

Стенограмму, которая транслировалась по стране 3 сентября 1939 года, можно бесплатно просмотреть в Исторической коллекции столичной полиции вместе с сотнями других документов, артефактов и изображений, подробно описывающих историю полицейской деятельности с 1829 года.

«Речь короля» с Колином Фертом в главной роли рассказывает вдохновляющую историю Георга VI, преодолевшего заикание, когда он неохотно вступает на престол, когда его брат Эдуард VIII отрекается от престола в 1936 году из-за его планов жениться на дважды разведенной Уоллис Симпсон.

По стране была транслирована серия заявлений короля и премьер-министра с просьбой к полиции помочь убедить людей соблюдать меры предосторожности в отношении воздушных налетов и носить противогазы. Был также сформирован военный кабинет, и людей попросили стоять твердо и решительно в предстоящей битве.

В своей первой речи 3 сентября 1939 года король Георг V1 сказал: «В этот тяжелый час, возможно, самый роковой в нашей истории, мы второй раз в жизни большинства из нас находимся в состоянии войны. Снова и снова мы пытались найти мирный выход из разногласий между нами и теми, кто сейчас является нашими врагами. Но все было напрасно. Задача будет трудной. Впереди могут быть темные дни, и война больше не будет ограничиваться полем битвы ».

Новый король быстро завоевал уважение своих министров и своего народа, а его трудолюбие и добросовестность в конечном итоге принесли ему уважение в его раздираемой войной стране.

Нил Патерсон, менеджер Исторической коллекции, сказал: «Метрополитен находится в таком уникальном положении, поскольку имеет богатую историю документов, фотографий и изображений, датируемых 1829 годом. Мы очень гордимся нашей коллекцией, которую можно бесплатно увидеть. и люди со всего мира регулярно приезжают посмотреть его ».

См. Стенограмму речи короля ниже:

Историческая коллекция находится в здании Empress State Building, Empress Approach, Lillie Road, Лондон, SW6 1TR, Лондон, с 10:00 до 16:00 по будням.

.

Историческая лингвистика | Британника

Историческая лингвистика , также называемая Диахроническая лингвистика , отрасль лингвистики, занимающаяся изучением фонологических, грамматических и семантических изменений, реконструкцией более ранних стадий языков, а также открытием и применением методов, с помощью которых могут быть продемонстрированы генетические отношения между языками. Историческая лингвистика берет свое начало в этимологических спекуляциях классических и средневековых времен, в сравнительном изучении греческого и латинского языков, разработанном в эпоху Возрождения, и в размышлениях ученых относительно языка, от которого произошли другие языки мира.Однако только в XIX веке более научные методы языкового сравнения и достаточные данные о ранних индоевропейских языках объединились, чтобы установить принципы, которые сейчас используются историческими лингвистами. Теории неограммаристов, группы немецких лингвистов и классиков, впервые получивших известность в 1870-х годах, были особенно важны из-за строгой манеры, в которой они формулировали звуковые соответствия в индоевропейских языках. В 20-м веке исторические лингвисты успешно распространили применение теорий и методов 19-го века на классификацию и историческое изучение неиндоевропейских языков.Историческую лингвистику, в отличие от синхронической лингвистики, изучающего язык в определенный момент времени, часто называют диахронической лингвистикой.

Британская викторина

Исследование истории: кто, что, где и когда?

Кто получил Нобелевскую премию мира в 2009 году?

.

Смотрите также