Приметы обряды на рождество богородицы


Рождество Пресвятой Богородицы 2020 - приметы, обряды, заговоры

Какого числа Рождество Пресвятой Богородицы в 2020 году

Рождество Пресвятой Богородицы отмечают 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Праздник относится к двунадесятым непереходящим, то есть каждый год празднование происходит в один и тот же день.

У Рождества Богородицы один день предпразднства (20 сентября) и затем четыре дня попразднства (по 25 сентября).

Согласно церковным канонам дата Рождества Богородицы установлена ровно через девять месяцев после даты православного праздника Зачатия святой Анны, который отмечается 22 декабря.

История и смысл праздника

О Рождестве Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях. Рождение будущей Божией матери описано только в апокрифах и устных церковных преданиях.

Родители Марии – Иоаким и Анна из Галилеи – долгое время детей не имели. А бесплодие у иудеев было страшным позором: считалось, что это кара за какой-то жуткий грех. Иоаким и Анна людьми были праведными, но при этом бездетными.

В один день, на большой праздник, Иоакиму даже не позволили сделать пожертвование в храме. Первосвященник отказал со словами: "Не дал ты потомства Израилю". Расстроенный Иоаким ушел в пустыню поститься и молиться о чуде. Анна же осталась дома, но также держала строгий пост и молилась. И вот спустя 40 дней обоим супругам явился ангел с благой вестью: за свою веру и долготерпение супругам обещалось счастье родительства. Более того, они должны были стать "богоотцами".

Получив такую счастливую весть, Иоаким бросился к супруге – а спустя девять месяцев, как и положено, у супругов появилась на свет дочь Мария (это значит Госпожа и Надежда), будущая мать-человек Сына Божьего, Спасителя Христа. Богородица и поныне символизирует единение Бога с родом человеческим.

В дохристианской Руси в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, так как в народном представлении он соединился с праздником урожая, который получил название «оспожинки». В этот день крестьяне обычно шли с утра на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве. Дело в том, что рождение Богородицы в народном сознании связывалось с рождением живительной влаги чистых родников. Воду в таких родниках было принято освящать, а потом нести ее домой.

Рождество Богородицы - что нельзя делать в праздник

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Поэтому в эти дни не постились, а после молитв в храме собирали веселые застолья.

По традиции в этот день категорически воспрещается:

  • заниматься физическим трудом без крайней необходимости.
  • Нельзя в этот день заниматься «черной» домашней работой – мыть полы, убирать в доме, сжигать мусор во дворе и т.п.
  • Запрещалось 21 сентября ходить босиком по траве – считается, что так человек собирает на себя разные болезни.
  • Большим грехом считается сметать на пол крошки с праздничного стола.
  • В этот день женщины не брали в руки иголку и ножницы, не резали хлеб, не шили и не вышивали.
  • В праздник нельзя ссориться и скандалить.

Что необходимо сделать 21 сентября

В этот день супруги молятся о даровании ребенка. Если в семье долго нет детей, то обращаются и к Божией Матери, и к Ее родителям Иоакиму и Анне, день празднования которых кстановлен на следующий день после Рождества Богородицы.

  • 21 сентября следует посетить храм и искренне помолиться Деве Марие. Ве молитвы Пресвятой Богородице в этот день будут услышаны.
  • Также поставьте свечку иконе Божьей Матери и просите у нее защиты и помощи.
  • В народе Рождество Пресвятой Богородицы считалось началом нового года. Поэтому в этот день принято было обязательно зажечь в доме новую свечу - огонь должен привлечь к вам только все самое лучшее.

Рождество Богородицы - постный день или нет

Согласно церковному календарю праздник Рождества Богородицы - это не постный день, а значит хозяйки могут готовить как постные угощения, так и блюда из мяса.

Поститься в день Рождества Богоматери следует только в том случае, если праздник выпадает на среду или пятницу - постные дни. Но даже в таком случае церковь допускает употребление в пищу рыбы и морепродуктов.

  • В 2020 году Рождество пресвятой Богородицы отмечается в субботу - поста нет.
  • В 2020 году Рождество богоматери будет в понедельник - поста также нет.
  • В 2021 году праздник выпадает на вторник, день не постный.
  • А вот в 2022 году Рождество Богородицы будет в среду, это значит что в этот день следует воздержаться от употребления в пищу продуктов животного происхождения.

 

В каждой семье в честь этого праздника принято накрывать большой стол. Считается, что чем богаче хозяйка подготовится к Рождеству Пресвятой Богородицы, тем щедрее будет урожай на следующий год. Поэтому не забудьте отдать дань природе, положив на стол корзинку с яблоками, грушами, сливами и виноградом.

Народные приметы на Рождество Пресвятой Богородицы

Как и сбольшиством больших праздников, с днем Рождества богоматери в народе связаны разнообразные приметы:

  • если к 21 сентября много деревьев уже сбросили листья, значит, зима будет ранней и морозной.
  • если утром туман – следует ожидать дождливой погоды; если туман развеется неожиданно быстро – погода будет переменчивой;
  • если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима выдастся холодной;
  • если яркое солнце утром быстро высушивает росу на траве – не стоит ждать много снега зимой.

Вот несколько примет, которые могут оказаться полезными тем, кто любит повозиться на огороде:

  • ко дню Рождества Богородицы уже нужно прибрать все овощи, кроме морковки и капусты;
  • до этого дня стараются завершить сбор яблок;
  • пчелиные улья в этот день убираются на зиму.
  • в обязательном порядке нужно убрать лук на зиму, чтобы он не испортился.

Хорошей приметой считалось на Рождество Богородицы испачкать руки в чем-то черном, это означало, что в скором времени может поступить выгодное предложение, связанное с деньгами и прибылью. Чтобы примета гарантированно сбылась, непременно следует наступить на веник и постоять на нем хотя бы пару минут.

Традиции и обряды

  • Женщины и девушки 21 сентября шли рано утром на речку. Считалось, что если женщина умоется до восхода солнца, ее красота сохранится до старости. Если незамужняя девушка умоется до восхода, то в этот год будет сосватана. А для крепкого здоровья детей их обливали водой на пороге дома.
  • Молодожены звали своих родителей в гости. Считалось, что родители должны в этот день давать советы по хозяйству невесте и жениху. Молодая жена готовила праздничный пирог и угощала гостей. Если пирог подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо. В свою очередь жених показывал, как он ведет хозяйство во дворе. Если в завершение праздника гости были довольны, они вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.
  • Для женщин в этот праздник было обязательной традицией посещать церковь, чтобы поставить свечку Пресвятой Богородице. Свечку обматывали бумажкой, на которой заранее писали свои просьбы. Какие желания сгорят, те и будут исполнены. Если сгорали все желания, значит, все просьбы исполнятся.
  • Женщины, у которых нет детей, устраивают обед и приглашают бедных — "чтобы молилась Богородица за их детей". Женщины также заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают людей к себе на обед. Говорят, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей, на которых они ждут, в этот день имеют особую силу.
  • Также на праздник издавна приходится последний срок заготовки "волшебного" зелья. Считалось, что собранные между Первым (Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа) и Вторым Пречистыми праздниками приворотные травы имели особое свойство привлекать парня к девушке (мужчину к женщине) и наоборот.
  • Со дня праздника Рождества Пресвятой Богородицы можно было засылать сватов к девушкам. Также в этот день хорошо делать свадьбу и ходить семьями в гости на застолье.
  • В старину хозяйки пекли хлебцы, на которых выдавливали буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Эти изделия хранили рядом с иконами, а во время черных дней и болезней съедали по кусочку.
  • За праздничным столом Богородицу благодарили за урожай и просили хорошего урожая в будущем году.

Магия и заговоры в Рождество Богородицы 21 сентября

Обряд на замужество

21 сентября девушки, мечтающие найти вторую половинку, проводят простой ритуал для скорого замужества.

Следует сорвать веточку орешника и перевязать ее ниткой красного цвета, положить в металлическую емкость и подожгите. Пока ветка будет гореть, проговорить слова заговора:

«Как быстро огонь идёт по кругу, Так быстро я встречу своего будущего супруга. Сделает он мне предложение, наконец, И пойду я с ним под венец. Аминь. Аминь. Аминь».

Когда веточка догорит, оставшийся пепел нужно вынести на улицу и развеять по ветру, сказав:

«Пепел по ветру пускаю, Любовь в свою жизнь привлекаю. Была холостой, а скоро стану законной женой».

Если был правильно проведен ритуал, то на протяжении года девушка непременно встретит вторую половинку.

Заговор от ссор и скандалов в семье

Возьмите маленькую икону Богородицы, поставьте ее перед собой. Далее следует взять новую взять белую чашку, из которой ранее никто не пил, налить в нее колодезной или родниковой воды и держать держать перед иконой. На воду наговорите такие слова:

"Матушка Пресвятая Богородица! От ради радости своей, об милой милости своей. И создай Матушка, от несносной тоски и печали рабу Божию (имя) об рабе Божьей (имя): чтоб он в еде то не заедал, в питье то бы не запивал, в ходьбе бы не заходил, во сне бы не засыпал. Мир нам да покой пошли, совет да любовь, мысли праведные вложи в головы и слова в уста умилительные. Смотреть нам друг на друга – не насмотреться, дышать – не надышаться, рука об руку идти и друг за друга держаться. Аминь, аминь, аминь."

Заговоренной водой этой окропите весь дом, а остатки вечером добавьте в еду или питье каждому домочадцу.

Бдение Рождества Богородицы

Происхождение праздника Рождества Девы Марии является предметом предположений, и причина выбора даты неизвестна. Он отмечался в Константинополе к 530-м годам, когда святой Роман Мелодист сочинил ему гимн; к седьмому веку он перешел на запад, и папа преподобный Сергий I (687-701) постановил праздновать его крестным ходом из церкви святого Адриана (который разделяет свой праздник с Рождеством Богородицы) в Сент-Мэри Майор.Однако может показаться, что его приняли медленнее, чем другие ранние марианские праздники - Очищение, Благовещение и Успение, поскольку оно не упоминается в некоторых важных ранних литургических книгах. Таким образом, мы находим его включенным в самую старую рукопись геласианского сакраментария примерно 750 г. н.э., но отсутствующим в календаре некоторых более поздних книг. Литургические комментаторы Средневековья, такие как Сикард Кремонский и Вильгельм Дюрандус, знали, что это был более поздний институт.

«Рождество Богородицы» Пьетро Лоренцетти, 1335-42; первоначально расписан для одного из приделов Сиенского собора, ныне хранящегося в Соборном музее.

К тому времени, когда праздник стал общепризнанным, римский обряд перестал устанавливать бдения для «новых» праздников; это справедливо даже для средневекового праздника par excellence , Corpus Christi. (Одним из исключений позднего средневековья является Посещение, но его бдение, которое совпало с октавным днем ​​Св. Иоанна Крестителя, было позже отменено.Таким образом, Рождество Богородицы никогда не совмещалось с бдением в римском обряде, то есть постом накануне, сопровождаемым мессой в фиолетовом цвете после None, и без Gloria in excelsis , Alleluia или Creed.

В Амброзианском обряде, однако, он совершается с таким бдением, как праздник особой важности, титульный праздник Миланского собора. На фасаде над центральной дверью находится большая мемориальная доска с двумя словами «Mariae Nascenti - Марии, когда она родилась».


И на бдении, и на празднике Амброзианская месса читает урок, который очень умно связывает два библейских отрывка, традиционно связанных с Девой Марией, шестую главу Песни Песней и двадцать четвертую Экклезиастика.

«Так говорит Премудрость: Песня 6, 8-9. Она единственная у своей матери, избранная из ее родивших. Дочери увидели ее и объявили ее самым благословенным: царицы и наложницы, и они хвалили ее. Кто та, что появляется, как восходящее утро, прекрасная, как луна, яркая, как солнце, ужасная, как выстроенная армия? Сэр. 24, 24-28 Я мать справедливой любви, страха, знания и святой надежды. Во мне вся благодать пути и истины, во мне вся надежда жизни и добродетели.Придите ко мне, все желающие меня, и наполнитесь плодами моими. Ибо сладок мой дух более меда, и удел мое более меда и сот. Моя память - вечным поколениям ».

На мессе всенощной поется следующий Конфракториум; это антифон, который сопровождает обряд дробления, который совершается сразу после канона, перед молитвой Господней.

Beatus ille venter qui te portavit, Christe, et beata ubera quæ te lactaverunt Dominum, et Salvatorem mundi, qui pro salute generis humani carnem acceptre dignatus es.~ Благословенно чрево, родившее Тебя, о Христос, и благословенны груди, погребшие Тебя, Господа и Спасителя мира, Который для спасения рода человеческого соизволил принять плоть. (На видео ниже это третий фрагмент, начало в 1:10.)


В той же мессе Transitorium (эквивалент римского Communio) был заимствован из репертуара процессионных песнопений, использовавшихся на празднике Очищения, первом празднике Марии, принятом Амброзианским обрядом в посткаролингский период.В этом видео мы слышим, как он исполняется в ходе шествия в самом соборе, начиная с 1:22.

Magnificamus te, Dei Genitrix; quia ex te natus est Christus salvans omnes, qui te glorificant. Sancta Domina, Dei Genitrix, sanctificationes tuas transferte nobis. ~ Величествуем Тебя, Богородица, потому что от Тебя родился Христос, спасающий всю славу Тебя. Пресвятая Дама, Богородица, даруй нам Свою святость.


Византийская традиция выделяет двенадцать праздников, восемь праздников Нашего Господа и четыре Богородицы, как «Великие праздники», при этом Пасха входит в отдельную категорию праздников.По задумке или по совпадению, первым из них в литургическом году, который начинается 1 сентября, является Рождение Богородицы, которое также является первым в истории. У Двенадцати праздников также есть предпраздничный пир, римский эквивалент бдения, и послеродовой праздник; последние похожи на октавы римского обряда, но различаются по продолжительности, а праздник Рождества Богородицы длится всего 4 дня и заканчивается 12 сентября. Предпраздничный праздник - это полный литургический день, и поэтому, в отличие от римских бдений, которые проходят от утрени до утрени, он начинается на вечерне, предшествующей ей, в данном случае вечером 6 сентября.Вот подборка некоторых гимнов, спетых на этой вечерне, за которыми следуют соответствующие гимны Божественной литургии в предпраздничный праздник 7 сентября.
Икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная Адрианополитисом Константиносом в середине 18 века, сейчас находится в музее Бенаки в Афинах. (Изображение общественного достояния из Википедии.)
В Твоем Рождестве, о Непорочный, лучи радости озарили умы всего мира, предвещая всему солнце Славы, Христа, Бога нашего; ибо Ты явился посредницей истинной радости и благодати.

Слава Твоего предпразднства, о Непорочный, предсказывает всем народам добрые дела, совершенные Твоей милостью; ибо Ты источник их теперешней радости и причина радости, которая придет к нам, восторга божественного счастья.

Дева, в которой обитал Бог и чистая Богоматерь, слава пророков, дочь Давида, сегодня рождена Иоакимом и разумной Анной, и в Своем рождении ниспровергает проклятие Адама, которое было против нас.

Богородица Множество Ангелов небесных и род человеческий на земле благословляют Твоё достопочтенное Рождество, Пресвятую и чистую Деву, ибо Ты сделалась Матерью Творца всего, Христом Богом нашим.Ceasa Ты, молим, не моли Его за нас, которые после Бога возлагают свои надежды на Тебя, хваленую и непорочную Матерь Божию.

На Божественной литургии, тропарь Сегодня у нас рождается благочестивое дитя Мария. От корня Иессея и чресл Давида. Итак, все творение радуется и обновляется, вместе с радостью неба и земли. Славьте Ее, семьи народов; Иоаким обрадован, и Анна торжественно восклицает: Бесплодная женщина рождает Богородицу и Хранительницу нашей Жизни.

Кондак Сегодня, Дева и Богородица Мария, неприкосновенная брачная палата небесного жениха, рождена от бесплодной женщины согласно божественному плану, которая должна быть приготовлена ​​как колесница Слова Божьего; даже для этого она была предназначена, вратами к Богу и воистину Матерью Жизни.

.

Литургические записки о Рождестве Пресвятой Богородицы

По логике и условности Адвент считается началом литургического года Римского обряда, но формально не обозначается как таковой в самой литургии. С другой стороны, в византийском обряде литургический год имеет формальное начало 1 сентября, обычай, берущий свое начало в древнеримском налоговом цикле, известном как Индиктион. Это праздновалось как гражданский Новый год в Византии до падения Константинополя в 1453 году, а в России до 1699 года, когда он был изменен Петром Великим в рамках проводимых им западных реформ.Обличение до сих пор неоднократно упоминается в литургических текстах от 1 сентября, как и в этой Идиомеле на утреню.
Царство Твое, Христос Бог, есть царство всех веков, и владычество Твое передается из поколения в поколение; Ты все сотворил в мудрости, назначив нам времена и времена; поэтому мы благодарим Тебя за все, и через все мы взываем: Благослови венец года Твоей добротой и даруй, чтобы мы все взывали к Тебе без осуждения: Господи, слава Тебе! (Псалом 144, 13; 103, 24; 64, 12)
Византийская традиция выделяет двенадцать праздников, восемь праздников Нашего Господа и четыре Богородицы, как «Великие праздники», при этом Пасха входит в отдельную категорию праздников.По замыслу или по совпадению, первое из них в литургическом году также является первым в хронологическом порядке Рождеством Богородицы 8 сентября. Это событие, конечно, не происходит в Библии, но впервые упоминается в популярном апокрифическом сочинении, известном как Protoevangelium of James. Точное происхождение застолья является предметом предположений, а причина выбора даты неизвестна. Он отмечался в Константинополе к 530-м годам, когда святой Роман Мелодист сочинил ему гимн; к седьмому веку он перешел на запад, и папа преподобный Сергий I (687-701) постановил праздновать его крестным ходом из церкви святого Адриана (который разделяет свой праздник с Рождеством Богородицы) в Сент-Мэри Майор.Однако может показаться, что его приняли медленнее, чем другие ранние марианские праздники - Очищение, Благовещение и Успение, поскольку оно не упоминается в некоторых важных ранних литургических книгах. Таким образом, мы находим его включенным в самую старую рукопись геласианского сакраментария примерно 750 г. н.э., но отсутствующим в календаре некоторых более поздних книг.
Русская икона Рождества Пресвятой Богородицы XVI века.
Из византийского обряда римлянин позаимствовал следующий тропарь в качестве антифона в Магнификате для Второй вечерни, который, несомненно, является одним из самых красивых из всего григорианского репортуара.
Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ · ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν · καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν · καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον.
Nativitas tua, Dei Genitrix Virgo, gaudium annuntiavit universo mundo: ex te enim ortus est sol justitiae, Christus Deus noster: qui resolns maledictionem, dedit benedictionem, et confundens mortem, donavit nobis vitam sempiternam.
Рождение Твое, Дева Богородица, возвестило радость всему миру; ибо от Тебя взошло солнце правды, Христос, Бог наш; который освободил нас от проклятия и дал нам благословение; и посрамляя смерть, Он даровал нам жизнь вечную.
Традиция церкви Анже во Франции утверждает, что праздник был учрежден епископом этой кафедры в начале V века, святым Маурилием, вследствие явления Богородицы, удостоившейся ему. Другая версия истории, также связанная некоторыми авторами со святым Маурилием, утверждает, что отшельник, живший недалеко от Анжера, услышал пение ангелов 8 сентября в честь рождения на земле Царицы Небесной. Однако святой Фульбер Шартрский (ок. 960–1028) говорит о нем как о празднике недавнего учреждения, и его три проповеди на эту тему являются старейшими подлинными латинскими проповедями о празднике.В первом из них он говорит: «После некоторых из Ее других, более древних праздников, преданность верных не удовлетворялась, если только она не могла добавить их к сегодняшнему празднику Ее Рождения».

По иронии судьбы, это была еще одна проповедь святого Фульберта, проповеданная не на Рождество, а на Благовещение, которая стала стандартной средневековой церковной проповедью для праздника, так как она была включена в проповедь святого Августина. Возможно, это включение было не случайностью, а способом придать больший авторитет работе «нового» автора по новому обычаю.(Он до сих пор отмечен как «Проповедь святого Августина» в Требнике необыкновенной формы.) Этот текст имел огромное состояние в истории благочестия Марии, поскольку часть его выступления стала одной из самых значительных. часто используемые тексты для антифонов и респонсориев Девы Марии.

Sancta Maria, succurre miseris, juva pusillanimes, refove flebiles, ora pro populo, interveni pro clero, intercede pro devoto femineo sexu. Sentiant omnes tuum juvamen, quicumque празднует tuam memmorationem.
Святая Мария, приди на помощь несчастным, помоги слабым духом, освежи скорбящих, молись за людей, вмешивайся за духовенство, заступайся за всех набожных женщин. Пусть все, празднующие память Тебя, ощутят помощь Твою.
Слова, встречающиеся до и после них, часто использовались во Франции в качестве уроков для утрени в Маленьком кабинете Девы Марии, как, например, в цистерцианском употреблении, которое с характерной строгостью предлагает один и тот же урок каждый день.
Admitte, piissima Dei Genitrix, preces nostras intra sacrarium tuæ exauditionis, et reporta nobis antidotumconciliationis. Sit per te excusabile quod per te ingerimus: fiat impetrabile quod fida mente poscimus. Accipe quod offerimus, redona quæ rogamus, excusa quod timemus.
Пресвятая Богородица, впусти наши молитвы во святое место, где Ты услышишь их, и принеси нам лекарство примирения. Через Тебя все простятся, что и мы поместим в них через Тебя; и то, что мы просим с уверенностью, становится доступным.Получите то, что мы предлагаем, предоставьте взамен то, о чем мы просим, ​​получите прощение за то, чего мы боимся.
Верхняя часть окна Древа Иессея, одного из самых известных и наиболее хорошо сохранившихся витражей в Шартрском соборе конца XII века.
На Папском конклаве 1241 года, одном из самых трудных в истории Церкви, кардиналов насильно заключили в разрушенное здание, известное как Септизодиум, которому тогда тысяча лет, в таких суровых условиях, что один из их числа умер.Это было сделано другим кардиналом, Маттео Орсини, в попытке принудить к избранию Папы, благоприятного для определенных интересов, которые он поддерживал. Кардиналы поклялись почтить праздник Рождества Девы Марии, предоставив ему октаву, если Она приведет их к соглашению по кандидатуре и получит их освобождение; литургический комментатор Уильям Дюрандус, писавший в конце века, отмечает, что избранный таким образом Папа, Селестина IV, умер после двух с половиной недель правления, и его преемнику, Иннокентию IV, было предоставлено право выполнить клятву.

В качестве «нового» праздника Рождество Богородицы никогда не совмещалось с бдением в Римском обряде, то есть постом накануне, сопровождаемым мессой фиолетового цвета после None, и без Gloria in excelsis , Alleluia или Creed. (То же самое верно даже для средневекового праздника par excellence , Corpus Christi.) Однако в Амброзианском обряде он проводится с таким бдением, как праздник особой важности, титульный праздник собора. На фасаде над центральной дверью находится большая мемориальная доска с двумя словами «Mariae Nascenti - Марии, когда она родилась».”


Как на бдении, так и на празднике читается урок, который очень ловко связывает два библейских отрывка, традиционно связанных с Девой Марией, шестую главу Песни Песней и двадцать четвертую Экклезиастика.
Так говорит Мудрость: Песня 6, 8-9. Она единственная у своей матери, избранная из ее родивших. Дочери увидели ее и объявили ее самым благословенным: царицы и наложницы, и они хвалили ее. Кто та, что появляется, как восходящее утро, прекрасная, как луна, яркая, как солнце, ужасная, как выстроенная армия? Eccli.24, 24-28 Я мать справедливой любви, страха, знания и святой надежды. Во мне вся благодать пути и истины, во мне вся надежда жизни и добродетели. Придите ко мне, все желающие меня, и наполнитесь плодами моими. Ибо сладок мой дух более меда, и удел мое более меда и сот. Моя память - вечным поколениям.
Упомянутый выше Protoevanglium Иакова также является источником имен родителей Девы, Ss. Иоахим и Анна.Поскольку это апокрифическое Евангелие, их праздники были исключены из римского обряда в реформе святого Пия V, наряду с представлением Богородицы в храме, которое также впервые упоминается в нем. Это слишком сильно противоречило традиционному благочестию, и все три праздника были быстро восстановлены: праздник святой Анны преемником Пия Григорием XIII в 1584 году, представление Сикста V в следующем году и святого Иоакима Григорием XV в следующем году. 1622. В римском обряде его праздник был назначен на воскресенье в Октаве Успения, а позже святой Пий X назначил его на 16 августа.Амброзиане поместили его 9 сентября, на следующий день после Рождества Богородицы; возможно, более разумный выбор, поскольку древняя традиция заключалась в том, что Иоахим и Анна были оба довольно пожилыми во время рождения Богородицы, что дает уверенность, что ни один из них не был еще жив во время Успения.
«Сошествие Богородицы с Святой Анны», Герар Давид, ок. 1490
В оба праздника, как в римской, так и в амброзианской литургии, Евангелие является родословной Христа от начала Св. Матфея, главы 1, 1-16.С древних времен считалось, что это Евангелие, прослеживая царственное происхождение святого Иосифа, показывает, что Дева Мария также произошла от царя Давида, которому было дано обещание о Мессии. Поскольку Иосифа хвалят как справедливого человека, он не станет нарушать закон, согласно которому еврей должен жениться в пределах своего собственного колена, и поэтому Мария также должна быть из колена Давида. Отрывок об этом из книги святого Иоанна Дамаскина «О православной вере» (книги 4, 15) читается в Римском Требнике в праздник святого Иоакима.

12 сентября 1683 года объединенные армии Священной Римской империи и Королевства Польского нанесли поражение вторгшимся армиям Османской империи у ворот Вены, битва, которая оказалась высшей точкой турецкого вторжения. Европы. Король Польши и командующий христианскими армиями Ян III Собеский поставил свои войска под особую защиту Девы Марии, когда они выступили на защиту христианского мира. Поэтому в благодарность за победу блаженный Иннокентий XI (1676-89) распространил на всемирный календарь праздник Святого Имени Марии, который до сих пор соблюдался только в Испании и Неаполе.Первоначально он был назначен на воскресенье в Октаве Рождества Богородицы, но позже святой Пий X назначил его на 12 сентября. (Реформа 1911 года отменила некогда распространенный обычай назначать праздники на определенные воскресенья, за некоторыми исключениями.) В календаре 1969 года были отменены праздники Святого Имени Иисуса и Марии, что является одним из реформаторов. худшие решения, к счастью отмененные Святым Иоанном Павлом II в 2002 году. Тем временем он продолжал отмечаться как титульный праздник многих церквей Девы Марии, особенно в Италии.

Король Ян Собески Победоносец у ворот Вены, автор Ян Матейко, 1883 год. В центре король Ян вручает монаху-доминиканцу послание, которое он должен доставить Папе, с объявлением о победе; справа Леопольд I, эрцгерцог Австрии и император Священной Римской империи, снимает перед ним шляпу. Художник, сам поляк, написал это в ознаменование 200-летия битвы, когда Королевство Польское было разделено между Австрией, Россией и Пруссией и больше не существовало как независимое государство; здесь он напоминает австрийцам, что их положение в качестве доминирующей державы в Центральной Европе в немалой степени было обусловлено военной мощью поляков, которые теперь частично являются их подданными.Эта картина была подарена музеям Ватикана художником при условии, что она всегда будет выставлена ​​на видном месте; на раме (здесь не видно) - медальонные портреты Бл. Иннокентий XI и правивший тогда Папа Лев XIII. Копия этого изображения в серебряном рельефе была помещена над могилой короля Яна в Краковском соборе.
.

Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается в церкви, по крайней мере, с 8 века. В церковном календаре отмечаются дни рождения только двух святых: Иоанна Крестителя (24 июня) и Марии, Матери Иисуса.

Иоанн Креститель считается особо освященным еще до своего рождения. Его рождение Елизаветы и Захарии предсказано в первой главе Евангелия от Луки, и также записано (Лк 1:41), что Елизавета почувствовала, как младенец Иоанн «прыгнул в ее утробе», когда Мария подошла к ней вскоре после Благовещения.

Рождение Марии тоже было чудесным. Она была зачат без греха как особая благодать, потому что Бог избрал ее, чтобы она стала матерью Своего Сына (праздник ее Непорочного зачатия отмечается 8 декабря). Догмат Непорочного Зачатия Девы Марии, хотя в целом верили в Церковь на протяжении многих веков, был официально провозглашен Папой Пием IX в 1854 году.

В Священном Писании ничего не говорится о рождении Марии или ее отцовстве, хотя происхождение Иосифа указано в первой главе Евангелия от Матфея.Имена родителей Марии, Иоакима и Анны, встречаются в апокрифическом «Евангелии от Иакова», книге, датируемой 2 веком нашей эры и не являющейся частью подлинного канона Священного Писания. Согласно этому рассказу, Иоаким и Анна также были вне детородного возраста, но молились и постились, чтобы Бог удовлетворил их желание иметь ребенка.

Согласно одной традиции, дом, в котором родилась Мария в Назарете, совпадает с домом, в котором произошло Благовещение. Согласно другой традиции, место Благовещения находится под церковью крестоносцев Святой Анны в Иерусалиме, под ораторией III века, известной как «Ворота Марии».

Празднуя рождение Марии, христиане ожидают воплощения и рождения ее Божественного Сына и воздают честь матери Господа нашего и Спасителя.

Любите uCATHOLIC?

Получайте наш вдохновляющий контент на свой почтовый ящик каждое утро - БЕСПЛАТНО!

Комментарии

.

Литургические записки о Рождестве Пресвятой Богородицы

По логике и условности Адвент считается началом литургического года Римского обряда, но формально не обозначается как таковой в самой литургии. С другой стороны, в византийском обряде литургический год имеет формальное начало 1 сентября, обычай, берущий свое начало в древнеримском налоговом цикле, известном как Индиктион. Это праздновалось как гражданский Новый год в Византии до падения Константинополя в 1453 году, а в России до 1699 года, когда он был изменен Петром Великим в рамках проводимых им западных реформ.Обличение до сих пор неоднократно упоминается в литургических текстах от 1 сентября, как и в этой Идиомеле на утреню.
Царство Твое, Христос Бог, есть царство всех веков, и владычество Твое передается из поколения в поколение; Ты все сотворил в мудрости, назначив нам времена и времена; поэтому мы благодарим Тебя за все, и через все мы взываем: Благослови венец года Твоей добротой и даруй, чтобы мы все взывали к Тебе без осуждения: Господи, слава Тебе! (Псалом 144, 13; 103, 24; 64, 12)
Византийская традиция выделяет двенадцать праздников, восемь праздников Нашего Господа и четыре Богородицы, как «Великие праздники», при этом Пасха входит в отдельную категорию праздников.По замыслу или по совпадению, первое из них в литургическом году также является первым в хронологическом порядке Рождеством Богородицы 8 сентября. Это событие, конечно, не происходит в Библии, но впервые упоминается в популярном апокрифическом сочинении, известном как Protoevangelium of James. Точное происхождение застолья является предметом предположений, а причина выбора даты неизвестна. Он отмечался в Константинополе к 530-м годам, когда святой Роман Мелодист сочинил ему гимн; к седьмому веку он перешел на запад, и папа преподобный Сергий I (687-701) постановил праздновать его крестным ходом из церкви святого Адриана (который разделяет свой праздник с Рождеством Богородицы) в Сент-Мэри Майор.Однако может показаться, что его приняли медленнее, чем другие ранние марианские праздники - Очищение, Благовещение и Успение, поскольку оно не упоминается в некоторых важных ранних литургических книгах. Таким образом, мы находим его включенным в самую старую рукопись геласианского сакраментария примерно 750 г. н.э., но отсутствующим в календаре некоторых более поздних книг.
Русская икона Рождества Пресвятой Богородицы XVI века.
Из византийского обряда римлянин позаимствовал следующий тропарь в качестве антифона в Магнификате для Второй вечерни, который, несомненно, является одним из самых красивых из всего григорианского репортуара.
Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ · ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ Ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν · καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν · καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον.
Nativitas tua, Dei Genitrix Virgo, gaudium annuntiavit universo mundo: ex te enim ortus est sol justitiae, Christus Deus noster: qui resolns maledictionem, dedit benedictionem, et confundens mortem, donavit nobis vitam sempiternam.
Рождение Твое, Дева Богородица, возвестило радость всему миру; ибо от Тебя взошло солнце правды, Христос, Бог наш; который освободил нас от проклятия и дал нам благословение; и посрамляя смерть, Он даровал нам жизнь вечную.
Традиция церкви Анже во Франции утверждает, что праздник был учрежден епископом этой кафедры в начале V века, святым Маурилием, вследствие явления Богородицы, удостоившейся ему. Другая версия истории, также связанная некоторыми авторами со святым Маурилием, утверждает, что отшельник, живший недалеко от Анжера, услышал пение ангелов 8 сентября в честь рождения на земле Царицы Небесной. Однако святой Фульбер Шартрский (ок. 960–1028) говорит о нем как о празднике недавнего учреждения, и его три проповеди на эту тему являются старейшими подлинными латинскими проповедями о празднике.В первом из них он говорит: «После некоторых из Ее других, более древних праздников, преданность верных не удовлетворялась, если только она не могла добавить их к сегодняшнему празднику Ее Рождения».

По иронии судьбы, это была еще одна проповедь святого Фульберта, проповеданная не на Рождество, а на Благовещение, которая стала стандартной средневековой церковной проповедью для праздника, так как она была включена в проповедь святого Августина. Возможно, это включение было не случайностью, а способом придать больший авторитет работе «нового» автора по новому обычаю.(Он до сих пор отмечен как «Проповедь святого Августина» в Требнике необыкновенной формы.) Этот текст имел огромное состояние в истории благочестия Марии, поскольку часть его выступления стала одной из самых значительных. часто используемые тексты для антифонов и респонсориев Девы Марии.

Sancta Maria, succurre miseris, juva pusillanimes, refove flebiles, ora pro populo, interveni pro clero, intercede pro devoto femineo sexu. Sentiant omnes tuum juvamen, quicumque празднует tuam memmorationem.
Святая Мария, приди на помощь несчастным, помоги слабым духом, освежи скорбящих, молись за людей, вмешивайся за духовенство, заступайся за всех набожных женщин. Пусть все, празднующие память Тебя, ощутят помощь Твою.
Слова, встречающиеся до и после них, часто использовались во Франции в качестве уроков для утрени в Маленьком кабинете Девы Марии, как, например, в цистерцианском употреблении, которое с характерной строгостью предлагает один и тот же урок каждый день.
Admitte, piissima Dei Genitrix, preces nostras intra sacrarium tuæ exauditionis, et reporta nobis antidotumconciliationis. Sit per te excusabile quod per te ingerimus: fiat impetrabile quod fida mente poscimus. Accipe quod offerimus, redona quæ rogamus, excusa quod timemus.
Пресвятая Богородица, впусти наши молитвы во святое место, где Ты услышишь их, и принеси нам лекарство примирения. Через Тебя все простятся, что и мы поместим в них через Тебя; и то, что мы просим с уверенностью, становится доступным.Получите то, что мы предлагаем, предоставьте взамен то, о чем мы просим, ​​получите прощение за то, чего мы боимся.
Верхняя часть окна Древа Иессея, одного из самых известных и наиболее хорошо сохранившихся витражей в Шартрском соборе конца XII века.
На Папском конклаве 1241 года, одном из самых трудных в истории Церкви, кардиналов насильно заключили в разрушенное здание, известное как Септизодиум, которому тогда тысяча лет, в таких суровых условиях, что один из их числа умер.Это было сделано другим кардиналом, Маттео Орсини, в попытке принудить к избранию Папы, благоприятного для определенных интересов, которые он поддерживал. Кардиналы поклялись почтить праздник Рождества Девы Марии, предоставив ему октаву, если Она приведет их к соглашению по кандидатуре и получит их освобождение; литургический комментатор Уильям Дюрандус, писавший в конце века, отмечает, что избранный таким образом Папа, Селестина IV, умер после двух с половиной недель правления, и его преемнику, Иннокентию IV, было предоставлено право выполнить клятву.

В качестве «нового» праздника Рождество Богородицы никогда не совмещалось с бдением в Римском обряде, то есть постом накануне, сопровождаемым мессой фиолетового цвета после None, и без Gloria in excelsis , Alleluia или Creed. (То же самое верно даже для средневекового праздника par excellence , Corpus Christi.) Однако в Амброзианском обряде он проводится с таким бдением, как праздник особой важности, титульный праздник собора. На фасаде над центральной дверью находится большая мемориальная доска с двумя словами «Mariae Nascenti - Марии, когда она родилась».”


Как на бдении, так и на празднике читается урок, который очень ловко связывает два библейских отрывка, традиционно связанных с Девой Марией, шестую главу Песни Песней и двадцать четвертую Экклезиастика.
Так говорит Мудрость: Песня 6, 8-9. Она единственная у своей матери, избранная из ее родивших. Дочери увидели ее и объявили ее самым благословенным: царицы и наложницы, и они хвалили ее. Кто та, что появляется, как восходящее утро, прекрасная, как луна, яркая, как солнце, ужасная, как выстроенная армия? Eccli.24, 24-28 Я мать справедливой любви, страха, знания и святой надежды. Во мне вся благодать пути и истины, во мне вся надежда жизни и добродетели. Придите ко мне, все желающие меня, и наполнитесь плодами моими. Ибо сладок мой дух более меда, и удел мое более меда и сот. Моя память - вечным поколениям.
Упомянутый выше Protoevanglium Иакова также является источником имен родителей Девы, Ss. Иоахим и Анна.Поскольку это апокрифическое Евангелие, их праздники были исключены из римского обряда в реформе святого Пия V, наряду с представлением Богородицы в храме, которое также впервые упоминается в нем. Это слишком сильно противоречило традиционному благочестию, и все три праздника были быстро восстановлены: праздник святой Анны преемником Пия Григорием XIII в 1584 году, представление Сикста V в следующем году и святого Иоакима Григорием XV в следующем году. 1622. В римском обряде его праздник был назначен на воскресенье в Октаве Успения, а позже святой Пий X назначил его на 16 августа.Амброзиане поместили его 9 сентября, на следующий день после Рождества Богородицы; возможно, более разумный выбор, поскольку древняя традиция заключалась в том, что Иоахим и Анна были оба довольно пожилыми во время рождения Богородицы, что дает уверенность, что ни один из них не был еще жив во время Успения.
«Сошествие Богородицы с Святой Анны», Герар Давид, ок. 1490
В оба праздника, как в римской, так и в амброзианской литургии, Евангелие является родословной Христа от начала Св. Матфея, главы 1, 1-16.С древних времен считалось, что это Евангелие, прослеживая царственное происхождение святого Иосифа, показывает, что Дева Мария также произошла от царя Давида, которому было дано обещание о Мессии. Поскольку Иосифа хвалят как справедливого человека, он не станет нарушать закон, согласно которому еврей должен жениться в пределах своего собственного колена, и поэтому Мария также должна быть из колена Давида. Отрывок об этом из книги святого Иоанна Дамаскина «О православной вере» (книги 4, 15) читается в Римском Требнике в праздник святого Иоакима.

12 сентября 1683 года объединенные армии Священной Римской империи и Королевства Польского нанесли поражение вторгшимся армиям Османской империи у ворот Вены, битва, которая оказалась высшей точкой турецкого вторжения. Европы. Король Польши и командующий христианскими армиями Ян III Собеский поставил свои войска под особую защиту Девы Марии, когда они выступили на защиту христианского мира. Поэтому в благодарность за победу блаженный Иннокентий XI (1676-89) распространил на всемирный календарь праздник Святого Имени Марии, который до сих пор соблюдался только в Испании и Неаполе.Первоначально он был назначен на воскресенье в Октаве Рождества Богородицы, но позже святой Пий X назначил его на 12 сентября. (Реформа 1911 года отменила некогда распространенный обычай назначать праздники на определенные воскресенья, за некоторыми исключениями.) В календаре 1969 года были отменены праздники Святого Имени Иисуса и Марии, что является одним из реформаторов. худшие решения, к счастью отмененные Святым Иоанном Павлом II в 2002 году. Тем временем он продолжал отмечаться как титульный праздник многих церквей Девы Марии, особенно в Италии.

Король Ян Собески Победоносец у ворот Вены, автор Ян Матейко, 1883 год. В центре король Ян вручает монаху-доминиканцу послание, которое он должен доставить Папе, с объявлением о победе; справа Леопольд I, эрцгерцог Австрии и император Священной Римской империи, снимает перед ним шляпу. Художник, сам поляк, написал это в ознаменование 200-летия битвы, когда Королевство Польское было разделено между Австрией, Россией и Пруссией и больше не существовало как независимое государство; здесь он напоминает австрийцам, что их положение в качестве доминирующей державы в Центральной Европе в немалой степени было обусловлено военной мощью поляков, которые теперь частично являются их подданными.Эта картина была подарена музеям Ватикана художником при условии, что она всегда будет выставлена ​​на видном месте; на раме (здесь не видно) - медальонные портреты Бл. Иннокентий XI и правивший тогда Папа Лев XIII. Копия этого изображения в серебряном рельефе была помещена над могилой короля Яна в Краковском соборе.
.

Смотрите также