Приметы при похоронах у православных


Траурные традиции, обряды, приметы, обычаи

Обычаи, обряды, традиции, приметы

Верить или не верить в приметы, соблюдать или не соблюдать обряды и традиции каждый решает для себя сам, но не доводите соблюдение до абсурда.

Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие застает нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказывается, не все так просто. Порой люди используют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно проводить человека в последний путь.

•В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или не рыдать.

•В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто‑нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

•Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

•По церковному обычаю умирающий просит у присутствующих прощения и сам их прощает.

•Не часто, но все‑таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

•Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

•Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы с нечистыми. Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

•Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

•Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».

•Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

•Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой – с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

•Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток – от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

•Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

•Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

•После омовения умершего одевают в новую светлую чистую одежду. Обязательно надевают крест на умершего, если у него его не было.

•Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

•Родным и близким нельзя делать гроб.

•Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их.

•Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

•На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпевании.

•Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

•Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

•Увидев покойника в гробу, машинально не коснитесь своего туловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

•Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

•Пока в доме покойник, не следует мести пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

•Если в доме покойник, не затевайте никакой стирки.

•Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

•Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели – отгоняет нечистую силу.

•Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

•Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разрешайте этого, не причиняйте себе вред.

•Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

•Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света – лучшую загробную жизнь.

•В течение трех дней над умершим читают Псалтырь.

•Псалтырь читают непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

•В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

•Бывает, что вместо подсвечника используют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кормить птицу или скот.

•Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин – образ спасителя, для женщин – образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – Святой образ.

•Следите, чтобы под покойника не положили чьи‑нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где‑нибудь подальше сжечь.

•Иногда по незнанию некоторые сердобольные мамы кладут фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вовремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

•Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто‑нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начинает болеть.

•Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

•Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто‑то и начинает завязывать узлы на тряпках, объясняя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

•Если беременная женщина пойдет на похороны – этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее – до похорон.

•Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

•Когда несут по улице покойника в гробу – старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

•В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

•Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей.

•При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

•Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

•Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб – бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое – чтобы получился правильной формы крест).

•Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

•По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

•Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

•Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

•Если вы боитесь покойника, подержитесь за его ноги.

•Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте – это делают для наведения порчи.

•Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому‑либо.

•При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

•После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

•Хоронить покойника с музыкой – не по‑христиански, хоронить следует со священником.

•Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязательно сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

•Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.

•Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что‑нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети или взрослые по неосторожности не выпили из этого стакана или не съели чего‑нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

•Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто‑то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.

•Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

•Существует и такой вид порчи: в гробу лежит покойник, к его рукам и ногам привязаны провода, которые опущены в ведро с водой, находящееся под гробом. Так, якобы, заземляют покойника. На самом деле это не так. Эту воду в дальнейшем используют для наведения порчи.

•Вот еще один вид порчи, в которой присутствуют несовместимые вещи – смерть и цветы.

Один человек дарит другому букет цветов. Только эти цветы несут не радость, а горе, так как букет, перед тем как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле.

•Если у кого‑нибудь из вас умер близкий или родной человек и вы по нему часто плачете, то советую вам завести в доме траву чертополох.

•Чтобы меньше тосковать по умершему, надо взять головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти с ним поочередно все комнаты, читая вслух «Отче наш». После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите его до конца и пепел заройте в землю.

•Бывает и так: вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что‑нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. Кто‑то посторонний закопал их туда. В этом случае все, что вы нашли, вынесите за кладбище и сожгите, стараясь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

•Некоторые считают, что после смерти прощение грехов невозможно, и если грешный человек умер, ему уже ничем не поможешь. Однако сам Господь сказал: «А всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем». Значит, в будущей жизни не прощается только хула на Святого Духа. Следовательно, нашими молитвами могут быть помилованы усопшие телами, но живые душой наши близкие, не хулившие во время земной жизни Духа Святого.

•Панихида и домашняя молитва за добрые дела усопшего, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвование на церковь), все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

•Если вам на пути встретилась похоронная процессия, то следует остановиться, снять головной убор и перекреститься.

•Когда несут покойника на кладбище, не бросайте вслед ему на дорогу живые цветы – этим вы делаете порчу не только себе, но и многим людям, которые наступят на эти цветы.

•После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

•Если берут землю для «печатания» покойника, ни в коем случае не разрешайте брать эту землю у вас из‑под ног.

•Когда кто‑нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

•Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из‑под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

•Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

•Умершего человека не оставляйте одного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

•Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

•Когда делают гроб, то на его крышке топором делают крест.

•На том месте, где в доме лежал покойник, необходимо положить топор, чтобы больше в этом доме долго не умирали.

•До 40дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

•Ни в коем случае не надевайте на покойника свой нательный крестик.

•Перед погребением не забудьте снять с покойника обручальное кольцо. Этим вдова (вдовец) избавит себя от болезней.

•Во время смерти ваших близких или знакомых необходимо закрыть зеркала, не смотреть в них после смерти в течение 40дней.

•Нельзя, чтобы слезы капали на покойника. Это тяжелый груз для усопшего.

•После похорон не разрешайте ни под каким предлогом ни близким, ни знакомым, ни родственникам ложиться на вашу кровать.

•Когда из дома выносят покойника, смотрите за тем, чтобы никто из провожающих его в последний путь не выходил спиной.

•После выноса покойника из дома старый веник следует тоже унести из дома.

•Перед последним прощанием с покойником на кладбище, когда поднимают крышку гроба, ни в коем случае не подсовывайте под нее свою голову.

•Гроб с покойником, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо к выходу.

•Как только человек умер, родные и близкие должны заказать сорокоуст в церкви, то есть ежедневное поминовение во время Божественной литургии.

•Ни в коем случае не слушайте тех людей, которые советуют вам для избавления от болей обтирать свое тело водой, в которой обмывали покойника.

•Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую недели поста родные усопшего на поминки никого не приглашают.

•Когда поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (впереди) субботу или воскресенье.

•Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читают молитвы за усопших, не совершают по ним панихиды.

•Поминать усопших Православная церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи).

•Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

•Не следует поминать усопшего спиртными напитками. Поминки – это дни скорби.

•Нельзя жечь свечи на могиле усопшего перед памятником, а только перед крестом или иконой. Устанавливать на могиле памятник – обычай не православный.

•Нельзя отпевать самоубийцу, но милостыню за него можно подавать, не называя имени умершего.

•Не хороните покойника после захода солнца.

•Посещайте кладбище до 12часов дня.

•Какой дорогой пришли на кладбище, той же и возвращайтесь.

•Возле умершего нельзя спать.

•Во время похорон не бросайте в могилу деньги – сами себе сделаете вред.

•Закапывая могилу, нельзя передавать лопату из рук в руки, надо втыкать ее в землю.

•Во время поминок рюмки и чашки ставят на тарелку.

•В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

•С кладбища ничего не уносите домой.

•После похорон не разрешайте чужим людям принимать у вас ванну.

•Если у вас дома находится покойник, то никогда и никому ничего не давайте взаймы.

•На могиле самоубийцы нельзя ставить крест.

•Землю с могилы родственников и близких вам людей ни в коем случае не держите у себя дома.

•Когда у вас в селе покойник – нельзя петь, в противном случае у вас будут проблемы с головой.

•Во время похорон нельзя грызть семечки – будут болеть зубы.

•После того, как покойника вынесли за ворота из дома, сразу же необходимо их закрыть.

•Если покойника начинает распирать в гробу, то на его живот положите узелок с солью. Затем эту соль выбросьте в туалет.

•Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

•Если у вас умер единственный ребенок, а одежды для него купили на много лет вперед, то продайте эту одежду.

•В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

•Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для внутренней обивки гроба.

•Одним из самых больших грехов считается самоубийство. От самоубийц следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (поражение электрическим током, утопление в воде, отравление пищей и пр.). Сюда же относят самоубийства, совершенные в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя.

Для того, чтобы провести отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно получить письменное разрешение правящего Архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при совершении разбоя или грабежа. Жертвы бандитского нападения сюда не относятся.

Днями особого поминовения усопших считаются пять вселенских суббот:

1.Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью (войны, потопы, землетрясения).

2.Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49‑й день после Пасхи). В этот день поминают всех усопших благочестивых христиан.

3.Родительские – 2‑я, 3‑я, 4‑я суббота Великого поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая церковь рекомендует совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

Чистые родительские дни:

1.Вторник Фоминой недели. Этот день в русском народе назван Радоницей. Это девятый после Пасхи день.

2.11сентября, в день Усекновения головы Святого Иоанна Предтечи (полагается строгий пост).

3.Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8ноября – Днем великомученика Дмитрия Солунского.

Молитва по смерти прощальная

Господь Иисус Христос Бог наш, иже божественныя заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тожде творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, во веки веков. Аминь.

материал  с сайта www.blamag.ru

восточных православных похорон | Православные поминальные традиции

Информация о православных панихидах и традициях

Последнее обновление: 17 июля 2019 г.

Что такое Православная Церковь?

Православная церковь, также известная как Восточная православная церковь или Греческая православная церковь, является второй по величине христианской церковью.Восточное православие исповедуют во всем мире, особенно в Греции, Восточной Европе и России.

Православные верования о смерти

Восточная православная религия имеет разные взгляды на загробную жизнь по сравнению с другими западными христианскими верованиями. Для последователей греческого православия идея рая или ада является более абстрактной интерпретацией, чем реальными местами. Те, кто любят Бога, интерпретируют его вечное присутствие в загробной жизни как небесное, тогда как те, кто не любит Бога, интерпретируют его вечное присутствие как ад.

Православные поминальные традиции

Пожертвование органов обычно принимается последователями восточного или греческого православия, хотя меньшинство лидеров возражает против пожертвования сердца, поскольку они полагают, основываясь на восточно-православной литературе, что сердце слишком тесно связано с душой.

Поминки - это широко практикуемый ритуал на православных похоронах, совершаемый перед похоронами. Часто они начинаются с Первой панихиды - молебна, подготовленного священником.После этого семья и друзья читают Книгу Псалмов и разносятся другие Панихиды.

Современные бодрствования обычно длятся всего один день, однако в некоторых церквях, сохраняющих более традиционный подход, они могут длиться до трех дней.

Православная панихида

Когда шкатулка после поминок переносится в церковь для православной панихиды, священник, несущий кадило, ведет к церкви процессию скорбящих, читая Гимн Трисвятя.Этот гимн поется на поминках, если к церкви не идет процессия.

Похороны обычно занимают не более 60 минут. Священник или епископ будут вести слушания, и во время церемонии могут присутствовать дьякон, иподиакон и служитель алтаря.

В церкви вы можете увидеть тарелку Коливы, традиционного блюда из пшеницы и меда, которое будет помещено возле изголовья гроба с зажженной свечой наверху. Колива символичен: пшеница представляет цикличность жизни, а мед - сладость Небес.

На некоторых православных похоронах у умершего человека может быть бумажная повязка на лбу, которую носят как корону победы, символизирующую завершение жизненного пути. В их руки можно положить крест или небольшую икону Иисуса Христа или покровителя.

Скорбящие получают зажженную свечу при входе в церковь. Эту свечу следует гореть на протяжении всей православной отпевания.

Священник или епископ, проводящий службу, будет проводить скорбящих через молитву, чтения и православные похоронные обряды, а также при случае Святого Причастия.

Православное захоронение

На православных похоронах запрещена кремация. Семье может быть отказано в религиозных похоронах, если их близкий был кремирован. Однако при подготовке к погребению допускается бальзамирование.

После службы семья и друзья подходят к гробу, чтобы отдать последние почести перед закрытием гроба. Шествие к кладбищу начнется во время повторного пения Гимна Трисвятя.

Непосредственно перед погребением священник может вылить оливковое масло и землю в форме креста на гроб, чтобы представить отрывки из религиозных текстов.Также можно всыпать пшеницу, особенно если сервиз основан на славянских или арабских традициях.

После православных похорон и траурных периодов

После православных похорон семья покойного или прихожане обычно устраивают прием под названием Макария. Это может происходить в семейном доме, в ресторане или в церковном зале.

У православных христиан есть 40-дневный траур, в течение которого они избегают общественных собраний и традиционно носят только черную одежду.Вдова или вдовец могут носить только черное в течение года или даже двух лет, если они принадлежат к греческой православной церкви.

Обычно человек не выходит на работу в течение недели после похорон. После периода утраты памятники отмечаются через три месяца, шесть месяцев, девять месяцев и каждый год в течение как минимум семи лет.

Чего ожидать на православных похоронах

Все присутствующие на православных панихидах должны стоять повсюду, за исключением, конечно, тех, у кого проблемы со стоянием, например пожилых людей или инвалидов.

Скорбящим рекомендуется подойти к гробу после службы, чтобы попрощаться. Члены православной церкви могут поцеловать икону или крест в гробу, но не чувствуют себя обязанными делать это, если вы принадлежите к другой вере.

Что надеть на православные похороны

Некоторые ветви восточного православия требуют от вас скромной одежды при входе в церковь. Это означает, что вы не должны показывать слишком много кожи и закрывать руки и ноги.

Для православных похорон в большинстве случаев подойдет традиционная темная строгая одежда, если только погибший не сообщил вам иное.

Для получения дополнительной информации о религиозных похоронах посетите нашу страницу о религиозных похоронах.

.

10 отличий похорон священника от похорон мирянина

Фотография предоставлена: http://victoriafunerals.com.au/greek-orthodox-funeral-traditions.php

В пятницу я присутствовал на похоронах очень любимого священника в нашей епархии. Это не первые похороны, на которые мне посчастливилось побывать. Я говорю «благословение», потому что, какими бы ни были трагические обстоятельства, связанные со смертью священника, я считаю, что панихида для члена духовенства - вместе с подготовкой к ней - одна из самых трогательных и созревших для воскресения служб, которые у нас есть. в церкви (за исключением богослужений Страстной недели, конечно).

Похороны о. Хараламбос Эльес (27 октября 2017 г .; Греческая православная церковь Св. Николая, Торонто).

Мой опыт прощания с этим незабываемым слугой Божьим за последнюю неделю заставил меня много задуматься о том, что мы делаем на похоронах в Православной церкви и почему похороны священников, в частности, кажутся наполненными определенной энергией. , любовь и надежда. Я думаю, это отчасти потому, что мы уделяем больше времени и усилий ритуалам завершения жизни священнослужителей. Мы проявляем себя как Церковь и как Традиция так, как, может быть, иногда и не появляемся, когда умирает «обычный» мирянин.

Вряд ли это критика - священники отдают свою жизнь служению Церкви, это жертва, которую несут и члены их семей. Это уместно и важно, чтобы мы возвращали им через молитву и памятование, когда они совершают свое последнее, небесное путешествие.

Но я также верю, что похороны священников служат иконами или маяками того, что такое смерть и чем она должна быть в нашем земном восприятии. То, как мы отмечаем их засыпание - ритуалы, символы, молитвы - возвращает нас к осознанию смерти и воскресения, которое во многих отношениях было утрачено в современном мире.

Чтобы прояснить, о чем я говорю, я составил список из десяти отличий похорон священника от похорон мирянина.

Почему важно знать об этих различиях? Во-первых, это помогает нам, прихожанам, утвердиться в воскресении мертвого Христа и участвовать в нем - как в наших молитвах за умерших священников, так и в нашем любовном отношении к их телам и душам после смерти. Во-вторых, это помогает нам лучше «вспоминать смерть», как наставляли отцы, чтобы мы могли подготовиться к собственной смерти и заботиться о смерти наших близких более четко православным образом.Как вы заметите, некоторые (хотя и не все) «различия» между похоронами священников и мирян не являются истинными различиями - они существуют исключительно потому, что определенные благочестивые православные традиции, связанные со смертью и умиранием, отпали за века. Многие погребальные обычаи, присущие священникам, когда-то были обычным явлением для всех православных людей, мирян или духовенства. Наблюдая за смертью члена духовенства и наблюдая за ней, мы заново узнаем, насколько богатыми и глубокими могут быть (и должны быть) православные похороны, и как мы могли бы начать использовать некоторые из этих обычаев для мирских похорон в Церкви.

  1. После того, как священник засыпает - а обычно после того, как его тело переносят в похоронное бюро, - его омывают и помазывают другие священники. (Для мирян это задача, обычно выполняемая ближайшими родственниками, хотя в настоящее время ее, к сожалению, часто оставляют распорядителям похорон.) Пока это происходит, читаются Псалмы. В зависимости от обстоятельств ближайшие родственники могут быть приглашены в комнату, пока это происходит, но они не помогают. В нашей епархии, по крайней мере, нет формального ограничения на количество священников, которые могут присутствовать в это время - приезжает столько, сколько могут, с учетом других своих церковных обязанностей (которые, кстати, могут включать литургию других похорон - смерть действительно не останавливаться даже на чужую смерть).По моему опыту, священники почитают эту задачу как честь и привилегию. Меня всегда поражает, как быстро и благоговейно мои друзья и знакомые-священники, которые в других случаях были заняты и перегружены работой, находят способ бросить то, что они делают, и заняться этим последним актом заботы о своем брате-священнике.
  2. После омовения и помазания тела священник облачается (по-прежнему другими священниками) в те же облачения, которые он носил бы для совершения литургии, чаще всего белого цвета на Пасху. (Я нашел упоминания об обычае облачить священника в ту же одежду, в которую он был рукоположен, хотя это не кажется очень распространенным, если судить о священниках, о которых я спрашивал.Я также обнаружил намёки на облачение усопших священников в новенькие облачения, но опять же мне это кажется нетрадиционным, не говоря уже о том, что дорого.) По словам о. Томаса Гопко, облачения «указывают на то, что во время Великого и Страшного суда [покойный священник] будет нести ответственность не только за свои дела, но и за вверенное ему стадо». Это отрезвляет - как и должно быть - но облачения также представляют благодать Христа. В конце концов, одним из предметов одежды, которым облачился покойный священник, является его похищение (Epitrachelion), которое является визуальным напоминанием о Христе, покрывающем все грехи.

    Между прочим, вопрос облачения представляет собой еще одну область, в которой похоронные обычаи мирян уменьшились. Исторически сложилось так, что православные верующие хоронили в простых крестильных одеждах, а не в костюмах и официальных одеждах, которые мы теперь ожидаем на похоронах (если вы когда-нибудь видели фильм «Остров», то вы помните, что главный герой этого фильма также был похоронен в крестильная одежда). Не знаю, как вы, но представление себя в крестильном платье после смерти кардинально меняет оптику древних криков о смерти.Что-то в одежде для крещения приводит к полному кругу жизни, напоминая мне о том, что я надевал - или должен постоянно надевать - в этой жизни и в моей смерти: Христа (Гал. 3:27).

    Когда священник облачается, один из священников в комнате читает вслух молитвы для облачения, которые состоят из серии стихов, связанных с каждым предметом облачения. (Эти молитвы обычно произносят священники в облачении перед Божественной литургией.) «Как будто заснувший священник готовится к литургии», - о.- прокомментировал меня Теодор Параскевопулос, когда я недавно разговаривал с ним обо всем этом. «Потому что в Православии всегда« как в жизни, так и в смерти ». Священник будет продолжать литургию в вечности». (Извините, пока я пойду за салфетками. Если я уже плачу при виде воскрешающей красоты, происходящей здесь, я не смогу закончить этот пост. Мы еще даже не добрались до похорон!)

  3. После омовения и облачения в тело братья-священники помещают усопших в простой и неукрашенный гроб, обычно сделанный из дерева.Вид гроба не является ни формальным правилом, ни его «прикрытием» Канонами или Типиконом, которые были написаны до эры богато украшенных запечатанных металлических шкатулок и неразрушимых погребальных склепов. Но священники, с которыми я разговаривал по этому поводу, изо всех сил старались подчеркнуть важность наличия простой деревянной шкатулки на православных похоронах в целом, особенно для священников. Он еще раз подтверждает - и увещевает стадо, которому они служили, - что наша надежда - на Христа, а не на земные удобства или символы статуса.
  4. В гробу священник может быть расположен так, чтобы его правая рука была в форме священнического благословения. Он продолжает благословлять приближающихся во время просмотра и похорон.
  5. После того, как гроб несут в церковь, он располагается в передней части нефа, как и любой другой. Часто для просмотра его ступни ставятся к задней части церкви (так, чтобы он смотрел на прихожан). Однако перед похоронами его повернут, «как если бы он сидел лицом к алтарю и востоку», о.Тед объяснил. Это ничем не отличается от ларца мирянина, но в случае со священником гроб часто оставляют полностью открытым - даже ноги видны. Для этого крышку шкатулки снимают с петель и кладут в другое место на потом. Я должен сказать, что это небольшое изменение - видение всего тела заснувшего человека - полностью меняет эстетику похорон. Я никогда не осознавал, насколько странно и сбивает с толку на подсознательном уровне столкновение с наполовину скрытым трупом, а это все, что вы получаете на типичных похоронах в открытом гробу.

    Я никогда не забуду первый раз, когда я пошел на похороны священника и посмотрел на его тело. По какой-то причине я не мог перестать смотреть ему в ноги. Я все время замечал, что он носит туфли - такие же поношенные черные туфли, которые он носил во время литургии. В этом было что-то настолько милое и человечное - я никогда раньше не видел человеческих ног в этой обстановке, и что-то в этом помогло мне осознать тот факт, что это был цельный человек в этой шкатулке. Дитя Божье. Почему на всех похоронах не показываем целиком? Нет причин не делать этого.

    В слегка юмористической (и странно глубокой) ноте во время одного просмотра, на котором я присутствовал, люди начали подходить к гробу священника и с недоумением заглядывать в подошву его туфель. Затем они с улыбкой возвращались к своей скамье. Я стоял рядом с одной из дочерей священника и понятия не имел, что происходит. «Иди туда», - она ​​подтолкнула меня, улыбаясь сквозь слезы. «Посмотри на туфли. Там что-то есть. Я подошел к гробу и посмотрел на резиновые гусеницы. Около пятки одной из его ног неоново-красный стикер со смайликом цеплялся за туфлю и выступал из волнистого белого атласа в шкатулке.Я чуть не рассмеялся - какой обезоруживающий абсурд, наклейка со смайликом на похоронах. «Мы нашли его на подошве его обуви, когда чистили их в похоронном бюро», - объяснила его дочь. «Должно быть, он наступил на нее в тот день, когда умер, не осознавая этого, или он положил это в качестве небольшой шутки, чтобы мы узнали ее позже», - усмехнулась его дочь. «Мы почистили обувь, но решили оставить наклейку». Еще один случай, когда смерть и горе не стали решающим словом в жизни человека.

  6. Поперек груди священника помещены Крест (символ спасения) и книга Евангелий (которую священник «трудился провозглашать» во время своего служения, по словам о.Томас Гопко). Часто эти предметы располагаются так, как будто священник держит их для поклонения людям - так же, как он держал бы Евангелие во время Ортроса или Крест после Божественной литургии. Во время осмотра, который обычно происходит за день до похорон, люди обычно поклоняются Кресту и Евангелию, которые находятся в гробу.

    Это приводит к важному (хотя и неудобному) вопросу: целуете ли вы руку священника? В первый раз, когда я присутствовал на просмотре священника, я внезапно обнаружил, что стою перед его гробом, а за мной стояла очередь людей и совершенно не знал, что делать.

    Если вы когда-нибудь оказывались в таком положении, обратите внимание на о. Слова Теда выше: «как в жизни, так и в смерти». Почитайте Евангелие и Крест, как в обычной литургической обстановке, а затем - если хотите - десницу священника. Некоторые люди щепетильно относятся к этому, и это нормально. Но если вам захочется поцеловать руку священника, продолжайте - это желание уважительное и сострадательное. Он воздает честь и любовь ушедшему священнику и помогает облегчить вам процесс скорби.Но больше всего это подтверждает нашу веру в то, что мы служим Богу живых; Он послал Своего Сына победить смерть и исполнить Закон, который когда-то считал трупы ритуально нечистыми, что-то, что нужно держать на расстоянии. Со своей стороны, я поцеловал этому священнику руку (как я делал и буду продолжать делать на всех последующих похоронах священника), и, отнюдь не неловко, это было естественно и правильно.

    Присутствуя на похоронах священника или патриарха, почитай книгу Евангелий, как если бы священник был жив.Многие также целуют его руку из уважения и подтверждения воскресения - священник теперь является священником в торжествующей церкви

  7. После осмотра, который проводится за день до похорон (и завершается служением Трисвятения), тело покойного священника остается в церкви на ночь. Традиционно другие священники и / или миряне бодрствуют всю ночь, хотя в наше время это время часто сокращается до нескольких часов. Когда присутствуют другие священники, они по очереди непрерывно читают Евангелия до следующего утра Ортроса, циклически повторяя Евангелия столько раз, сколько необходимо.Иногда, когда священника нет, миряне могут распевать Псалмы.

    Всенощное бдение - это еще одна традиция, которая не так уж отличается - или не должна так отличаться от обычных похорон мирянина. В более ранние периоды существования Церкви было принято, что все усопшие - духовенство или миряне - оставались в здании церкви на ночь и над ними молились или пели. В настоящее время многие предпочитают, чтобы их близкие оставались в похоронном бюро до момента похорон (обычно на следующий день после посещения).Это медленно меняется; наша епархия, например, теперь активно поощряет и обучает семьи приводить своих умерших близких в церковь в ночь перед похоронами. Большинство священников, которых я знаю, также были бы готовы поработать с членами семьи, если бы они захотели организовать небольшое бдение и тоже остались в церкви со своим любимым человеком. Это прекрасная историческая практика, которую мы должны были бы рассмотреть и приспособить к нашим современным практикам.

  8. Отпевание священника во многом не отличается от отпевания мирянина, за некоторыми небольшими исключениями.Во-первых, есть дополнительная молитва о прощении, которая специально просит Бога назначить священника совершающим богослужение у небесного алтаря - чтобы посвятить его священником в Триумфальной Церкви, так сказать, точно так же, как он служил священником в Церкви Воинствующей : Из Евагрия Константинидеса, Служебная книга священника (Merriville: Melissa Printing Company, 2008).

  9. Еще одно отличие состоит в том, что в конце панихиды, перед возложением погребального савана (что также происходит на похоронах мирян), лицо священника закрывается сакраментальным покрывалом (аэр), тканью, которая обычно покрывает Священное Писание. Подарки.Это напоминает о том, как священник посвятил свою жизнь служению и отправлению Святых Таин Божьих. В некоторых юрисдикциях существует параллельная практика покрытия глаз непрофессионала венком (небольшой тканевой повязкой на голову). Согласно моему исследованию, это, кажется, более распространено в русских православных церквях и церквях РПЦЗ - я хотел бы услышать от любых священников, которые могут прокомментировать значение этой практики.

    Католический митрополит восточного обряда помещает аер на лицо покойного священника. Фото: http: // archeparchy.ca / wcm-docs / images / kyba_2.png

    В некоторых юрисдикциях после отпевания на глаза умершего мирянина помещается венец. Фото: https://ss-sergius-herman-valaam.org/funeral.html

  10. После похорон, во время поминальной службы (у могилы), в некоторых юрисдикциях принято помещать небольшой свиток с Молитвой за Амвоном в правую руку ушедшего священника. По сути, это отпущительная молитва литургии - священник отстраняется от земного служения и вверяется своему небесному.Это напоминает аналогичный традиционный обычай, который не всегда практикуется сегодня, когда молитву прощения возлагают в руки мирянина после их похорон и перед их похоронами.

    Свиток может быть свернут и положен в правую руку ушедшего священника, напечатан с Молитвой позади Амвона:
    «Благословляя благословляющих Тебя, Господи, и освящая тех, кто доверяет Тебе, спаси Свой народ и благослови наследие твое, храни полноту Церкви твоей, освящай любящих красоту дома твоего.Прославь их взамен Твоей божественной силой и не оставляй нас этой надежды на Тебя. Дай мир твоему миру, твоим церквям, священникам, всем гражданским властям и всему твоему народу. Ибо всякий добрый дар и всякий совершенный дар исходит свыше и нисходит от Тебя, Отец светов, и возносим к Тебе славу, благодарение и поклонение Отцу, и Сыну, и Святой Дух, ныне и во веки веков, во веки веков. Аминь."
    Фото: Fr. Теодор Параскевопулос

    Вот и все о десяти различиях - больше можно сказать об этой обширной теме заботы о смерти, но я решил выделить наиболее глубокие и назидательные аспекты похорон священника.Я также знаю, что в разных регионах и юрисдикциях Православия существуют определенные различия в погребальных обычаях. Если вы православный священник или мирянин, имеющий опыт в этих вопросах, я буду рад, если вы поделитесь своими мыслями и опытом в комментариях ниже!

    Я завершу этот и без того довольно длинный пост - самый длинный из всех, что я когда-либо рассказывал здесь, в Time Eternal - последним анекдотом…

    На похоронах священника, на которых я присутствовал несколько месяцев назад, я разговаривал с похоронным служителем, который, хотя и не был православным, работал в похоронном бюро, которое обслуживает многие греческие православные похороны здесь, в Торонто.Я случайно упомянул, что похороны священников - мои любимые виды похорон. Не объясняя, что я имел в виду, она быстро кивнула. «Я не могу смириться с тем, как много внимания уделяет им сообщество», - сказала она. "Это действительно красивая вещь".

    То, как мы относимся к смерти и как мы заботимся о мертвых, сильно влияет на живых - это меняет то, как мы рассматриваем жизнь и нашу цель в ней, и даже действует как свидетель для более широкого современного сообщества. И да, Христос сказал, чтобы мертвые хоронили своих мертвецов, но именно благодаря заботе о теле Христа воскресение было впервые обнаружено и передано (подробнее об этом, если Бог даст, в одном из будущих постов).

    Для меня похороны - особенно священнослужителей - всегда обращают мой взор сквозь завесу смерти к надежде на воскресение. Разоблачая некоторые различия и сходства между священнослужителями и мирскими похоронами, я своим скудным способом пытался сделать то же самое.

    * * *

Статьи по теме

.

Что делать, говорить и надевать на похоронах

  1. Отношения
  2. Горе
  3. Что делать, говорить и носить на похоронах

Автор: Sue Fox

Посещение похорон или поминальных служб может быть неудобным для некоторые люди из-за вовлеченных эмоций. Знание, что делать и говорить на похоронах - и что надевать - может облегчить дискомфорт.

Если сомневаетесь в том, поехать ли, постарайтесь прийти на службу. Как правило, чем сложнее ситуация, тем больше семья оценит ваше присутствие и ваши слова поддержки.Мы будем очень признательны за вашу готовность изо всех сил сказать пару слов утешения.

Кредит: © iStockphoto.com / LeggNet 2011

Эти услуги обеспечивают чувство завершенности, траур и комфорт для жизни. Излияние горя и поддержка семьи позволяют им в конце концов продолжать жить своей жизнью.

Присутствие на похоронах или поминальной службе

Во многих культурах первое событие, которое следует за смертью, - это посещение, зов или пробуждение - звонок вежливости в похоронном бюро перед похоронами.Гроб присутствует (открытый или закрытый) с выставленными цветами, и семья принимает посетителей, которые приходят, чтобы поприветствовать их и сказать слова утешения и поддержки.

Похороны или поминальная служба могут быть очень публичным мероприятием, на котором присутствуют семья, друзья, коллеги, соседи и даже знакомые. Соблюдаются хвалебные речи, молитвы или другие похоронные обычаи. Поскольку ближайшие родственники могут быть ошеломлены, вам нужно только поприветствовать скорбящих и кратко выразить соболезнования. Самым важным для семьи является знание вашего присутствия.(Если услуга является частной, присутствующие будут уведомлены лично, обычно по телефону.)

Похороны обычно следуют за похоронами. Некоторые культуры считают знаком уважения положить в могилу церемониальный совок земли. Эту церемонию инициирует один из членов семьи, а затем другие. Если вы были рядом с покойным, вы можете занять свою очередь.

Почти во всех культурах трапеза в компании близких друзей и семьи является символом продолжения жизни и моментом разлуки с напряженными деталями смерти, похорон и погребения.Воспоминание о теплых воспоминаниях об умерших может вызвать улыбки и даже смех на этом собрании - такое поведение вполне приемлемо.

Выражение соболезнования на похоронах

Большинство людей не находят слов, когда дело доходит до утешения скорбящего. Если вы не знаете, что сказать, начните с этих мыслей:

  • Вам очень жаль слышать эту печальную новость.

  • Друзья и коллеги будут сильно скучать по усопшему.

  • Как сильно вы любили этого человека и как сильно вы себя чувствуете.

  • Вы знаете, как покойные любили и заботились о людях, которые остались позади.

  • Горе, которое вы испытываете по человеку, который остался позади.

  • Какой замечательный человек был покойный.

Рассказывать анекдоты, теплые воспоминания и рассказы об умерших - это хорошее дело. Очень важно помнить о достижениях этого человека и обо всем, что он значил для вас и сделал для вас, и делиться этим с семьей - это очень важно и высоко ценится.

Этикет утешения близких - это этикет искренней привязанности. Сделайте все возможное, чтобы утешить выживших и помочь им, и будьте бдительны, чтобы увидеть признаки того, что ваше внимание было с благодарностью получено и больше не нужно. Иногда людям нужно решать проблемы самостоятельно.

Что надеть на похороны

В западном обществе черный долгое время был традиционным цветом траура. Однако носить черное больше не нужно. Ношение цвета, отличного от черного, не является признаком неуважения, если только цвет не является ярким или с грубым рисунком.Во многих культурах красный цвет используется во время праздников и не подходит для похорон. Как правило, не рискуйте с любым темным или приглушенным цветом. Шляпы могут носить женщины, а на ортодоксальных иудейских службах ермолки носят мужчины. Всегда уместны темные костюмы и галстуки для мужчин и платья или костюмы для женщин.

Некоторые религии предписывают женщинам строгие стандарты скромности. Если сомневаетесь, спросите кого-нибудь или поищите в Интернете. Если вы не знаете, у кого спросить, убедитесь, что на похоронах вы показываете только кожу от шеи до колен.

Об авторе книги

Сью Фокс - автор книги Business Etiquette For Dummies и профессиональный член Международной ассоциации консультантов по протоколу.

.

Антиохийский Патриарх на похоронах Маронитского Патриарха Сфеира - Православный Таймс

В воскресенье, 12 мая, патриарх маронитов кардинал Насралла Бутрос Сфеир скончался в Господе в возрасте 98 лет.

Похороны и захоронение покойного Маронитского Патриарха состоялись в четверг, 16 мая 2019 года, в церкви Маронитского Патриархата Бкерке в Ливане.

Правительство Ливана объявило этот день днем ​​траура, и все государственные учреждения, банки и школы были закрыты.

Православный Патриарх Антиохии Иоанн также участвовал в похоронах покойного Патриарха Маронитов.

Патриарх Антиохийский в своем кратком приветствии рассказал о личности покойного, подчеркнув, что он молится за покойного Патриарха Сфеира.

.

Смотрите также