Усекновение главы пророка предтечи и крестителя господня иоанна приметы


почему убийство пророка – праздник

11 сен­тяб­ря Цер­ковь празд­ну­ет Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. День му­че­ни­че­ской смер­ти «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» опи­сан еван­ге­ли­ста­ми Мат­фе­ем (Мф. 14:1-12) и Мар­ком (Мк. 6:14-29). Что про­изо­шло с Иро­дом по­том? Где на­хо­дит­ся се­го­дня гла­ва свя­то­го? По­че­му по­стить­ся в этот день – это зна­чит стать сво­бод­нее от раб­ства удо­воль­стви­ям?

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне по­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти, на­зна­чив в каж­дую из них пра­ви­те­ля из сво­их став­лен­ни­ков. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста Га­ли­лею в свое управ­ле­ние. Иоанн Кре­сти­тель об­ли­чал Чет­ве­ро­власт­ни­ка в том, что он, оста­вив свою за­кон­ную же­ну (дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы), неза­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го род­но­го бра­та Филип­па. За это Ирод за­клю­чил свя­то­го в тем­ни­цу. Неко­то­рые ис­то­ри­ки утвер­жда­ют, что Ирод сде­лал это не столь­ко из-за зло­бы на Иоан­на Кре­сти­те­ля, сколь­ко по­то­му, что же­лал за­щи­тить его от сво­ей воз­люб­лен­ной, зная ее мсти­тель­ный нрав. Иро­ди­а­да бы­ла чрез­вы­чай­но зла на про­ро­ка.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи про­изо­шло во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния Иро­да, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вель­мо­жи, ста­рей­ши­ны и ты­ся­че­на­чаль­ни­ки. Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия (Са­ло­мея) тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – хо­тя бы да­же и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства. По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну и на­все­гда из­ба­вить­ся от упре­ков и об­ли­че­ний, Са­ло­мея по­про­сил дать ей го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля и при­не­сти ее на блю­де. Ирод сму­тил­ся, так как бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, а так­же на­род­но­го гне­ва, по­сколь­ку Пред­те­ча был лю­бим жи­те­ля­ми Га­ли­леи. При этом из Еван­ге­лий из­вест­но, что Ирод во мно­гом слу­шал свя­то­го Иоан­на и по­сту­пал по его сло­вам – но, как пи­шет свт. Иоанн Зла­то­уст, пра­ви­тель «цар­ство­вал над удо­воль­стви­я­ми, вер­нее, был ра­бом удо­воль­ствий». Зла­то­уст по­ла­га­ет, что, ско­рее все­го, клят­вой Ирод при­крыл­ся, как бла­го­вид­ным пред­ло­гом – на са­мом же де­ле, ис­тин­ной при­чи­ной его по­ступ­ка бы­ла бо­язнь по­те­рять Иро­ди­а­ду.

И он сдер­жи­ва­ет свою клят­ву, дан­ную в при­сут­ствии вы­со­ких го­стей: он от­да­ет со­от­вет­ству­ю­щий при­каз – и про­ис­хо­дит Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, со­глас­но ко­то­ро­му уста мерт­вой гла­вы про­ро­ка по-преж­не­му про­дол­жа­ли об­ли­чать пра­ви­те­ля: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го». По­сле это­го Са­ло­мия в яро­сти ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла гла­ву Кре­сти­те­ля в нечи­стом ме­сте.

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23,7-12).

Даль­ней­шая судь­ба Иро­да и Иро­ди­а­ды сло­жи­лась пе­чаль­но. Лю­бов­ни­ки бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых, а Ирод, ко­гда на­чал про­по­ве­до­вать Иисус Хри­стос, ужас­нул­ся это­му, ска­зав: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

По про­ше­ствии вре­ме­ни по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­ким об­ра­зом, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в ле­дя­ной во­де. Она тщет­но пы­та­лась вы­брать­ся, но это ей не уда­ва­лось – так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка ост­рые глы­бы не пе­ре­ре­за­ли ее шею. Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, по­доб­но то­му, как неко­гда при­нес­ли гла­ву Иоан­на Пред­те­чи. Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи от­ра­зи­лось и на судь­бе са­мо­го Иро­да – в от­мест­ку за бес­че­стие сво­ей до­че­ри, ара­вий­ский царь Аре­фа на­пра­вил свои вой­ска про­тив него. Ирод по­тер­пел по­ра­же­ние и по этой при­чине раз­гне­вал рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ка­ли­гу­лу. Он был со­слан вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а за­тем – в Ис­па­нию.

По­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, его уче­ни­ки по­греб­ли те­ло свя­то­го в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Свя­тая гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля бы­ла най­де­на и по­гре­бе­на в со­су­де на Еле­он­ской го­ре. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия раз­ви­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: один по­движ­ник ко­пал ров для ос­но­ва­ния хра­ма, на­шел свя­ты­ню и хра­нил ее у се­бя. А пе­ред сво­ей смер­тью, опа­са­ясь, что свя­ты­ня мо­жет быть по­ру­га­на, скрыл ее в зем­ле в том же са­мом ме­сте, где и об­на­ру­жил.

В 452-м го­ду про­рок ука­зал в ви­де­нии ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы – и она бы­ла вновь об­ре­те­на, по­сле че­го ее пе­ре­нес­ли в Емес­су, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль. В па­мять это­го уста­нов­лен еще один празд­ник, нераз­рыв­но со­пря­жен­ный с Усек­но­ве­ни­ем гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – об­ре­те­ние его чест­ной гла­вы. Празд­ник пер­во­го и вто­ро­го чу­дес­но­го об­ре­те­ния от­ме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 8 мар­та (24 фев­ра­ля ста­ро­го сти­ля).

Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ских го­не­ний гла­ва бы­ла вы­ве­зе­на в Ко­ма­ны (Аб­ха­зия), из­вест­ном как ме­сто ссыл­ки и кон­чи­ны свт. Иоан­на Зла­то­уста, и спря­та­на в зем­ле. По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния св. пат­ри­ар­ху Иг­на­тию но­чью во вре­мя мо­лит­вы бы­ло ука­за­но ме­сто, где хра­нит­ся чест­ная гла­ва. Та­ким об­ра­зом свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на вновь. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся 7 июня (25 мая) как Тре­тье об­ре­те­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи

День стро­го­го по­ста

Усек­но­ве­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи от­ме­ча­ет­ся 11 сен­тяб­ря (29 ав­гу­ста). Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний в од­ной из про­по­ве­дей так трак­ту­ет тот факт, что Усек­но­ве­ние гла­вы свя­то­го (то есть на­силь­ствен­ное убий­ство) – яв­ля­ет­ся имен­но празд­ни­ком:

«Се­го­дня мы празд­ну­ем день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи… Сло­во "празд­но­вать" мы при­вык­ли по­ни­мать как ра­дость, но оно же зна­чит "оста­вать­ся без де­ла", а без де­ла мож­но оста­вать­ся, по­то­му что за­хлестнет ду­шу ра­дость и уже де­ла нет до обыч­ных дел, а мо­жет это слу­чить­ся по­то­му, что ру­ки опу­сти­лись от го­ря или от ужа­са. И вот та­ков се­го­дняш­ний празд­ник: за что возь­мешь­ся пе­ред ли­цом то­го, о чем мы слы­ша­ли се­го­дня в Еван­ге­лии?»

По­это­му в день Усек­но­ве­ния преду­смот­рен стро­гий пост, во вре­мя ко­то­ро­го не упо­треб­ля­ет­ся в пи­щу мя­со, мо­лоч­ные про­дук­ты, ры­ба. «Не бу­дем мы со­общ­ни­ка­ми чре­во­уго­дия Иро­да», – го­во­рит Ти­пи­кон. Устав по­яс­ня­ет, как пра­виль­но от­но­сить­ся к это­му празд­ни­ку:

«Бу­дем есть мя­со или дру­гую изыс­кан­ную пи­щу? А Кре­сти­тель жил в без­вод­ной и бес­трав­ной пу­стыне — ни хле­ба не ел, ни дру­гой еды не имел. Ви­но пьем? А он не пил ни ви­на, ни дру­го­го пи­тья мир­ско­го. Сто­лом и одром его бы­ла зем­ля, вку­шал он толь­ко ак­ри­ды (струч­ки рож­ко­во­го де­ре­ва, по дру­гим ис­точ­ни­кам — род съе­доб­ной са­ран­чи) и ди­кий мед. Вме­сто ча­ши - при­горш­ни во­ды, те­ку­щей из кам­ня. По­это­му про­ве­дем этот день в по­сте и мо­лит­ве».

Пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи уста­нов­лен, ве­ро­ят­нее все­го, вме­сте с празд­ни­ком, на­ча­ло ко­то­ро­го от­но­сит­ся к пер­вым вре­ме­нам хри­сти­ан­ской Церк­ви. Древ­ность по­ста в этот день под­твер­жда­ет­ся уста­вом иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря прп. Сав­вы Освя­щен­но­го. В нем го­во­рит­ся, что пост в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи «за­ве­щан древни­ми свя­ты­ми от­ца­ми».

Не есть круг­лое – суе­ве­рие

От­но­си­тель­но празд­ни­ка Усек­но­ве­ния гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на су­ще­ству­ет мас­са суе­ве­рий, не име­ю­щих от­но­ше­ния к су­ти по­чи­та­е­мо­го со­бы­тия. На­при­мер, что в этот день нель­зя ста­вить на стол ни­че­го круг­ло­го (ни блюд, ни та­ре­лок), нель­зя есть пи­щу круг­лой фор­мы (то есть – кар­то­фель, лук, яб­ло­ки, ар­бу­зы), ис­поль­зо­вать ру­бя­щие и ре­жу­щие пред­ме­ты. На­при­мер, по бе­ло­рус­ско­му по­ве­рью, свя­зан­но­му с днем Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, в те­че­ние го­да го­ло­ва свя­то­го по­чти при­рас­та­ет об­рат­но, но как толь­ко лю­ди в этот день нач­нут ре­зать хлеб – сно­ва от­па­дет. У юж­ных сла­вян в день Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи стро­го со­блю­дал­ся за­прет на крас­ные пло­ды и на­пит­ки, так как счи­та­лось, что «это кровь свя­то­го Иоан­на». По­это­му в этот день не ели чер­но­го ви­но­гра­да, по­ми­до­ров и крас­но­го пер­ца.

Ра­зу­ме­ет­ся, эти суе­ве­рия рас­про­стра­ня­лись (и рас­про­стра­ня­ют­ся ино­гда до сих пор) сре­ди лю­дей ма­ло­цер­ков­ных и не име­ют ни­ка­ко­го ос­но­ва­ния в тра­ди­ци­ях Церк­ви от­но­си­тель­но дня празд­но­ва­ния Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи.

Где на­хо­дит­ся гла­ва св. Иоан­на Пред­те­чи

В ми­ре су­ще­ству­ет несколь­ко свя­тынь, непо­сред­ствен­но свя­зан­ных с со­бы­ти­я­ми Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Это ча­сти­цы гла­вы свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля: пе­ред­няя часть гла­вы на­хо­дит­ся в ка­то­ли­че­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Амье­на (Ита­лия), часть гла­вы хра­нит­ся в Лав­ре свя­ти­те­ля Афа­на­сия Ве­ли­ко­го на Афоне, а гроб­ни­ца про­ро­ка с ча­стью его гла­вы на­хо­дит­ся в ме­че­ти Омай­я­дов в Да­мас­ке. На ме­сте об­ре­те­ния гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля – Еле­он, го­ры Воз­не­се­ния в Иеру­са­ли­ме – на тер­ри­то­рии рус­ско­го Спа­со-Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря по­стро­е­на ча­сов­ня в па­мять это­го со­бы­тия, а ме­сто об­ре­те­ния от­ме­че­но углуб­ле­ни­ем в мо­за­ич­ном по­лу.

В Москве ча­сти­цы мо­щей св. Иоан­на Пред­те­чи на­хо­дят­ся в несколь­ких хра­мах. На­при­мер, в Иоан­но-Пред­те­чен­ском жен­ском мо­на­сты­ре и хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ви­но­гра­до­во.

Под­го­то­вил: Дмит­рий Бо­ри­сов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru 

 

 

Усекновение главы Иоанна, Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня - 1

Святой Иустин Попович

Сегодня маленькая Великая пятница, вторая Великая пятница. Сегодня убит величайший мужчина из рожденных женщинами, Иоанн, Святой Предтеча и Креститель Господень. В Великую Пятницу Бог был убит, Бог был распят. На сегодняшнем святом и великом празднике величайший из людей был предан смерти. Выбор выражения «величайший» - это не мой выбор. В чем моя хвала великому и славному Предтечу Господа, когда Сам Господь восхвалял его больше, чем кто-либо из людей, больше, чем кто-либо из апостолов, ангелов, пророков, праведников, мудрых? Господь провозгласил: «Из рожденных женщинами не восстал никого более великого, чем Иоанн Креститель» ( Мatt .11, 11). Во всем Творении нет большей похвалы.

Вот почему сегодня маленькая Великая пятница. Подумайте только: бессмысленные люди убивают величайших из праведников. Он им препятствие? Да потому, что он стоит между развратным царем Иродом и распутной Иродиадой. Истина Божья, неизменная Истина Бога - препятствие для беззаконников, для бедных грешников, для всех, кого одолевают различные страсти. Подумайте вот о чем: даже сегодня противники Христа не кричат: «Распни Его, распни Его»? Даже сегодня разве противники Христа не требуют главы Иисуса из Назарета? Они взывают к Его голове, как они призывают к главе Иоанна Крестителя.

Что это? Неужели мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, им не нужен величайший Праведник в мире. Кого вы хотите? Кого бы вы предпочли? Кого бы вы поставили на место Христа? Кем бы вы заменили Иоанна Крестителя? С собой? Моль! Крошечное смертное насекомое! Да, когда люди сходят с ума от гордыни, когда из-за эгоистической гордыни они теряют рассудок, они не нуждаются в Боге, им не нужна Божья Истина. Они объявляют себя богами.Они представляют свою мелкую, поверхностную, ложную версию истины как великую спасительную Истину. Они объявляют свои поверхностные, земные, бренные образы истины величайшей из истин: они думают, что нам не нужна Истина Христа, нам не нужна Истина Бога. Да, люди, слепые умом и духом, не видят и не хотят видеть того, что люди, настоящие люди, не могут обойтись без Бога. Зачем? Потому что этот мир полон Иродов, полон фарисеев. Ироды, требующие головы Иоанну Крестителю, Ироды, требующие глав всех праведников мира, и фарисеи, лживые книжники, лживые софисты этого мира, требующие смерти Христа, воплощенного Бога.

Да, сегодня праздник - вторая Великая пятница. Зачем? Потому что нет большего проступка, чем совершенное в Великую Пятницу и совершенное сейчас, когда Ирод уничтожает величайшего из рожденных женщинами. Почему Спаситель восхвалял святого Иоанна, великого Крестителя, как никто другой? Зачем? Потому что, мои братья и сестры, Святой Предтеча заключил в себе, в своей личности, все добродетели небесные, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех ангелов небесных, все исповедники.Обратите внимание: сегодня мы прославляем резню, обезглавливание первого апостола среди Святых Апостолов, потому что Предтеча Господа был первым, кого Бог послал увидеть Спасителя и возвещать Его миру. Задолго до апостола Петра, до апостола Нафанаила, прежде всего он засвидетельствовал и возвестил миру о Боге, воплощенном в Личности Господа Иисуса Христа. Первый апостол, который увидел Святого Духа, сходящего с Небес на Господа Иисуса, когда он крестил Его в Иордане, объявил Его Сыном Божьим, Спасителем мира.Он также первый евангелист среди евангелистов. Именно он первым явил и возвестил миру Господа Иисуса Христа, Носителя всех благих вестей для человечества.

Сам Господь Иисус Христос есть Благая Весть неба и земли, Божье Евангелие для людей в этом мире. «Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира». В этих нескольких словах Святой Предтеча выразил полноту Евангелий.

Взглянув на восток, он сказал всему человечеству, от Адама до наших дней: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».Царство небесное? Вот оно: Господь Иисус [сошел] с небес. В Нем Царство Небесное. Взглянув на запад и увидев людей, тонущих в грехе и смерти, он также призвал их: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он смотрел на север и на юг: то же самое, люди, порабощенные грехом, смертью, дьяволом. Всем он возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он был евангелистом, обладал такой огромной силой!

Когда Господь намеревался проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силой, Он принял эти слова как начало и конец Своего Евангелия.С этого момента Иисус начал проповедовать и провозглашать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфея 4, 17). Вот почему Святой Предтеча - первый евангелист среди евангелистов Христа.

.

Усекновение главы Иоанна, Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня - 2

Святой Иустин Попович

Сегодня (29 августа) мы также особо прославляем первого евангелиста и христианского исповедника, первого исповедующего Бога в мире Нового Завета. Подумайте, как бесстрашно, открыто и прямо он исповедовал Божью Истину: «Царь, нехорошо иметь жену своего брата, жену живого брата. Вы отняли у брата жену.Все законы неба и земли против вас, и я цитирую вам эти законы неба и земли, потому что именно для этого я был послан. Король, ты не можешь иметь жену своего брата ». Смелый и бесстрашный, как бессмертный лев, как один из херувимов во плоти, он был первым Исповедником веры Христовой, за ним последовало множество других, которые свидетельствовали и исповедовали перед всем миром, перед востоком и западом. перед севером и югом, что Господь Христос - единственный истинный Бог на небе и на земле.И эти бесчисленные множества бесстрашных и неустрашимых завоевателей, от Святого Предтечи до нынешних, делают это, несмотря на все гонения, несмотря на всю ложь тех, кто стремится восстать против Христа в этом мире, несмотря на все ереси, все врагов Бога и всех гонителей Христа. Они свидетельствуют и провозглашают эту истину всему миру: Христос прежде всего и превыше всего. Он единственный истинный Бог. Вы, ложные боги, гнусные и отвратительные маски ложных богов, уйдите.Истинный Бог необходим для человеческой души в этом земном царстве. Кто вы такие, самопровозглашенные? ВОЗ? В могилах, в тысячах сетей, которые вы сами закинули, и хотите заменить Господа Христа? Как низко, как вы бедны. Весь ад так смеется над ничем, как над тобой. Демоны громко смеются над вами, а вы их не слышите; тем не менее мы, христиане, слышим их.

Да, Святой Креститель был первым христианским исповедником, и многие тысячи славных исповедников Христа в этом мире устремились за ним, как за путеводной звездой.

Христос благословляет Святого Иоанна, византийский манускрипт, XII век, Святая гора

Мои братья и сестры, в этом пиршестве происходит великая тайна, тайна, подобная ткани и основе, из которых состоит кусок ткани. В сегодняшнем чтении Евангелия вы слышали, как ученики объявили Спасителю, что Предтечу обезглавили. «Уста, возвестившие Тебя миру, замолчали, Господь! Что теперь? Кто мы по сравнению с Твоим великим Крестителем? »Спаситель молчит.Затем происходит что-то необычное. Он созывает Своих учеников и вместе с ними уходит в пустыню. Что это значит? Может ли быть так, что Господь убегает, что Он убегает от Ирода? Подумайте об этом: Он, Всемилостивый чудотворец, взглянул на несчастную овдовевшую мать и воскресил ее сына, известного только матери и Ему самому. И все же здесь, Господь, Твой Предтеч мертв, убит. Почему Ты его не воскресишь? Вы вырастили дочь Иаира, главы синагоги.Но вот тот, кого Ты назвал величайшим из рожденных женщинами, обезглавлен королем-преступником. Господи, храни Свою Истину, защищай Твоего первого апостола, Твоего первого мученика, Твоего первого евангелиста, Твоего первого ангела во плоти, Твоего первого пророка, Твоего первого духовника. Воскресите его! Однако Спаситель молчит и уходит в пустынное место, чтобы помолиться Богу. Почему, Господи?

Потому что Святой Предтеча должен был также стать первым апостолом ада, царства смерти, в которое ушли души всех людей от Адама до времени пришествия Спасителя.В том царстве смерти, называемом Аидом, то есть неприступном месте, где никто ничего не мог видеть, в том царстве были праведники и грешники, все ветхозаветные люди, вплоть до пришествия Господа Иисуса Христа. Грех принес смерть в земное царство, в мир нас, людей, и царство смерти стало единственной обителью для человеческих душ. Предтечу тоже пришлось стать Предтечей в Аиде, в царстве смерти, чтобы он мог проповедовать душам всех людей и там: «Вот Тот, Кого вы ждали, Кого все вы, праведники» - Моисей, Авраам, Давид, все Святые Пророки и Праведники жаждали увидеть, пришел на землю.Вот, Он пришел на Землю как человек, как Спаситель, и он творит такие знамения и чудеса, каких вы, все вместе взятые, никогда не видели. Его взгляд исцеляет людей от всех болезней, Его слово воскрешает мертвых, Его голос изгоняет бесов из одержимых. Поистине Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос сошел на землю. И вот, я иду перед Ним, чтобы проповедовать вам и эту лучшую новость: Он придет сюда и к нам. Через некоторое время Он сойдет, и вы увидите Его.Вы сможете увидеть, какая у него человеческая душа, исполненная Богом и сияющая бесконечным светом.

Святой Предтеча явился царством смерти как первый евангелист, чтобы проповедовать Благую Весть о Христе всем душам в царстве смерти. Он также явился всем им как первый мученик, чтобы показать, что люди с радостью пойдут на смерть за Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, Спасителя мира, пока смерть не будет побеждена и уничтожена. Они не будут бояться смерти,

.

Иконы Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи

Икона Иоанна Крестителя в греческом стиле

Память праведников прославляется гимнами хвалы,
но свидетельства Господа достаточно для тебя, о Предтеча.
Воистину вы были показаны как самый благородный из пророков,
вы были удостоены крестить в потоках Иордана Того, Кого они предсказали.
Итак, пострадав за истину с радостью,
вы провозгласили пребывающим в аду Бога, явившегося во плоти,
Который берет на себя грех мира и дарует нам великую милость.

29 августа - день памяти Усекновения главы Святого Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Мы знаем Иоанна как пророка - величайшего и последнего пророка «Ветхого Завета», который специально провозгласил пришествие Мессии, которым был Иисус. Мы также знаем, как он проповедовал в пустыне, крестил Иисуса Христа и, наконец, был обезглавлен по приказу Ирода за осуждение Царя.

Значок, показанный выше, объединяет все это учение и традицию в одном изображении.Это английская или североамериканская икона, написанная в стиле, возникшем в 15–16 веках в грекоязычных странах. Он также встречается в некоторых балканских странах (болгарский, сербский, македонский), хотя, вероятно, это связано с влиянием старой Византийской империи на эти области. Что отличает эту икону и, вероятно, является самой яркой ее частью, так это крылья, данные фигуре Иоанна Крестителя. Наличие крыльев должно символизировать не что иное, как статус Иоанна как божественного посланника (по-гречески «Евангелос», откуда происходит слово «ангел»).Эстетических Святых часто описывают как живущих радикально немирской «ангельской жизнью», и поэтому крылья признают Иоанна архетипом этой жизни в пустыне.

Кроме крыльев, Иоанн изображен так же, как и на большинстве икон: в пустыне в шкурах животных, с растрепанной бородой и длинными волосами (сравните икону Апостола Андрея, ученика Джон). Топор, лежащий у подножия дерева, является очевидной ссылкой на пророческое предупреждение Иоанна, записанное в Писании:

И даже сейчас топор лежит при корне деревьев.а потому всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

В правом нижнем углу картины изображена голова Иоанна на блюде в том виде, в каком она была подарена падчерице Ирода согласно Евангелию от Матфея. Именно поэтому Иоанн также держит крест - крест мученичества - и обращается к Христу в мольбе со свитком со словами:

Види, что страдают осуждающие, Слово Божие, грехи нечистых.Не выдержав порицания, Ло Ирод отсек мне голову, Спаситель.

Поверх одежды из верблюжьей шкуры Святого Иоанна неизменно используется зеленая одежда, которая символизирует «приземленность», и в данном случае это потому, что Иоанн вырос на улице, в пустыне. Более поздние святые, которые также приняли участие в христианской борьбе в пустыне, также могут быть изображены в зеленом цвете по той же причине, и иногда их называют «Зелеными мучениками». То есть они мученики (буквально означают свидетели) веры не пролитием крови, а своей аскетической борьбой.Конечно, святой Иоанн одновременно и зеленый мученик, и мученик, проливший свою кровь, отсюда и наличие зеленой одежды и креста.

Иоанн Креститель проповедует в аду

Что еще мы знаем об этом славном пророке и предтече Христа? Предание, гимнография (см. Гимн в верхней части этого поста) и иконография - все это говорит нам о том, что Иоанн был предшественником Христа не только на земле, но и в Аиде. Перед распятием, смертью, погребением и сошествием Иисуса в ад Иоанн тоже спускался туда, чтобы проповедовать Евангелие покаяния и пришествия Мессии заключенным душам.Поэтому иконы этого устроения Божьего тоже существуют, чтобы наставлять и вдохновлять верующих на благоговение перед Иоанном. Как провозглашаются в гимнах 29 августа: Славное обезглавливание Предтечи стало актом божественного устроения, ибо он проповедовал находящимся в аду пришествие Спасителя. Пусть Иродиада оплакивает, ибо она умоляла о беззаконном убийстве, не любя ни закона Божия, ни вечной жизни, но лживого и преходящего.

Нравится:

Нравится Загрузка...

Связанные

.

Смотрите также