Успение пресвятой богородицы приметы и традиции


Приметы на Успение Пресвятой Богородицы: обычаи, верования, обряды праздника

Праздником и важным днем для христиан издавна утвердился день 28 августа. Верующие ожидают его с нетерпением: согласно библейским верованиям, именно в этот день пречистая душа Святой Богородицы покинула тело, и «встретил её сам Сын Божий». С этого дня православный мир приобрёл великую молитвенницу и главную заступницу на Небесах, а в народе утвердились особые верования и приметы на Успение Пресвятой Богородицы.

Православные традиции к празднику

У христиан великому дню Успения предшествует двухнедельный пост. Верующие издавна этот период воздержания не относили к строгим и тяжелым, так как в августе закрома ломились от урожая овощей, фруктов, орехов и других даров природы, разрешенных в пост.

Праздничный день именуется Первой Пречистой и считается настоящим праздником и знаменательным событием, которое наполняют поверья и приметы. На Успение Пресвятой Богородицы заканчивался сбор урожая, можно было праздновать и веселиться, потому и атмосфера дня установилась величественной и особенной.

Следовало и правильно подготовиться к этому дню:

  • чисто убрать дом;
  • примириться со всеми, с кем были разногласия;
  • приготовить щедрые и разнообразные угощения;
  • обеспечить спокойную и доброжелательную атмосферу в доме в течение всего дня.

Запреты на важный день

Обычаи на Успение Пресвятой Богородицы связаны с атмосферой праздника, но и отражают особенности сезонного периода времени года.

С этим днем в народе связывали немало запретов, которые следовало обязательно соблюдать.

  1. Запрещалось в этот день пользоваться колющими и режущими предметами, поэтому за столом не брали в руки вилку и нож. Пищу старались готовить заранее накануне, чтобы не нарушать важный запрет.
  2. Приметы на праздник Успения Пресвятой Богородицы запрещают ходьбу босиком по траве в этот день. Толкование такого запрета имеет двойное значение: верующие считают, что роса, выпавшая в этот день, это слёзы Пресвятой Девы о том, что она покидает землю и не может помогать людям. С другой стороны, земля к этому дню остывала, поэтому хождение босиком может способствовать переохлаждению и болезням.
  3. Следовало строго следить за тем, чтоб не натереть ногу неудобной обувью именно в день Первой Пречистой. Согласно народным верованиям, таким способом можно было навлечь на себя проблемы и неприятности.

Обычаи праздничного дня

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы связывают с проведением особенных ритуалов и обрядов. Энергетика дня издавна считалась особенной и неповторимой, именно этот фактор и способствовал укреплению в народе обычаев, связанных с этим августовским днем. Свои корни такие обрядовые обычаи ведут из тех поселений, в которых успение относилось к престольным праздникам:

  • Во вторую половину дня после молитвенных обращений к Богоматери народ собирался в центре поселения. С высоко поднятой иконой крестным ходом люди отправлялись к полю и громко читали молитвы к Богородице, воспевая чудотворницу и заступницу.
  • Во время утренней службы в храме освящали хлеб, который следовало в этот день вынести в поле. Там освященные караваи разламывали, съедали всем миром, запивая святой водой. Считалось, что таким способом можно обеспечить урожайность следующего года, но стоило строго следить за тем, чтобы на землю не падали крошки хлеба.

Домашние праздничные обряды

Для привлечения в дом и семью удачи, достатка и исцеления от болезней следовало провести специальные обряды дома. Хорошие приметы на Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа повесить икону с ликом Богоматери во дворе дома, оставить её там на весь день и обязательно следить за ее расположением:

  1. Лик Богородицы, которая смотрит в этот день из ворот на дом, привлекает в него счастье, удачу и достаток.
  2. Икона Божьей Матери в самом центре двора поможет избавиться от всех болезней, преследующих членов семьи.

Лик Богородицы следовало принести в дом после того, как с этой иконой отстаивали утренний молебен. В доме зажигали свечи и лампаду, стоило обязательно проследить за тем, чтоб свеча не погасла в течение всего праздничного дня.

Приметы на исцеление

Важным моментом успенского дня издавна считались приметы и обряды, проводимые для избавления от болезней и недугов.

Особенно актуальным проведение таких обрядов считалось для тех семей, в которых тяжело болел кто-то из членов семьи. Важным условием обрядов было то, что больной человек должен был отстоять в храме молебен и пройти крестным ходом за иконой с ликом Богоматери. Поэтому тяжелобольных старались даже пронести за иконой, после чего снимали нательные кресты и окунали в святую воду. Каплями, которые стекали с креста, кропили больного человека, смазывали участки тела, где боль чувствовалась особенно сильно.

В народе искренне верили, что таким способом можно исцелиться от многих недугов, особенно от болезней суставов и позвоночника – именно так утверждали приметы на Успение Пресвятой богородицы. 28 августа с помощью такого обряда снимали боль в растянутых мышцах, суставах, деформированных артрозом, исцеляли от посттравматических болей в конечностях.

Приметы на личное счастье

Девушки с особенным нетерпением ожидали праздничный день, так как некоторые приметы на Успение Пресвятой Богородицы сулили им личное счастье.

После периода успенского поста наступал мясоед, молодые люди старались успеть до Покрова найти себе пару, в противном случае рисковали до весны остаться в одиночестве.

Для того чтобы последующий период был благополучным и молодые люди смогли найти друг друга, народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы советовали в тех домах, где жили молодые незамужние девушки, накрывать щедрые столы, угощать всех посетителей и гостей. В доме не должны быть слышны ссоры, ругань, атмосфера дня должна быть праздничной и светлой.

Хорошее настроение должно сопровождать всех живущих в доме, вечером молодым людям полагалось собираться на молодёжные посиделки.

Успение Пресвятой Богородицы – не самый важный праздник у православных, но он имеет большое значение для тех, кто живёт с Богом в душе.

Успение Пресвятой Девы Марии

Успение Пресвятой Богородицы - старейший праздник Богоматери, но мы не знаем, как он впервые стал отмечаться.

Его происхождение утеряно в те дни, когда Иерусалим был восстановлен как священный город во времена римского императора Константина (ок. 285-337). К тому времени это был языческий город в течение двух столетий, с тех пор, как император Адриан (76–138) сровнял его с землей около 135 года и перестроил как «Элия Капитолина» в честь Юпитера.

В течение 200 лет всякая память об Иисусе была стерта из города, а места, освященные Его жизнью, смертью и Воскресением, стали языческими храмами.

После постройки Храма Гроба Господня в 336 году священные места начали восстанавливаться, и жители Иерусалима начали воспевать память о жизни нашего Господа. Одно из воспоминаний о его матери было сосредоточено вокруг «Гробницы Марии» недалеко от горы Сион, где жила ранняя христианская община.

На самом холме находилось «Успенское место», место «засыпания» Марии, где она и умерла. «Могила Марии» была местом, где она была похоронена.

В это время праздновалась «Память Марии». Позже он стал нашим праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Некоторое время «Память Марии» отмечалась только в Палестине, но затем император распространил ее на все церкви Востока. В седьмом веке он стал отмечаться в Риме под названием «Засыпание» («Дормитио») Богородицы.

Вскоре название было изменено на «Вознесение Марии», так как праздник был не только ее смертью. Он также провозгласил, что она была вознесена телом и душой на небеса.

Эта вера была древней, восходящей к самим апостолам. С самого начала было ясно, что не было реликвий Марии, которым следовало бы почитать, и что на краю Иерусалима, недалеко от места ее смерти, стояла пустая гробница. Это место также вскоре стало местом паломничества. (Сегодня на месте стоит бенедиктинское аббатство Успения Богородицы.)

На Халкидонском соборе 451 года, когда епископы со всего средиземноморского мира собрались в Константинополе, император Маркиан попросил патриарха Иерусалимского принести мощи Марии в Константинополь, чтобы похоронить их в столице. Патриарх объяснил императору, что в Иерусалиме нет мощей Марии, что «Мария умерла в присутствии апостолов; но ее могила, когда ее открыли позже ... была найдена пустой, и поэтому апостолы пришли к выводу, что тело было. взяты на небеса.

В восьмом веке святой Иоанн Дамаскин был известен своими проповедями в святых местах в Иерусалиме. У гробницы Марии он выразил веру Церкви в значении праздника: «Хотя тело было должным образом погребенный, он не остался в состоянии смерти и не растворился в результате разложения. . . . Воистину, вы были перенесены в свой небесный дом, о Госпожа, Царица и Богородица ».

Все праздничные дни Марии знаменуют собой великие тайны ее жизни и ее участие в работе искупления.Центральная тайна ее жизни и личности - ее божественное материнство, которое отмечается как на Рождество, так и через неделю (1 января) в праздник Торжества Марии, Богородицы. Непорочное зачатие (8 декабря) знаменует подготовку к этому материнству, так что она с первого момента своего существования обрела полноту благодати, совершенно не тронутая грехом. Все ее существо с самого начала пульсировало божественной жизнью, подготавливая ее к возвышенной роли матери Спасителя.

Успение завершает Божье дело в ней, поскольку не подобает, чтобы плоть, давшая жизнь самому Богу, когда-либо подвергалась тлению.Успение - это Божье увенчание Его работы, поскольку Мария заканчивает свою земную жизнь и входит в вечность. Праздник обращает наши взоры в ту сторону, куда мы будем следовать, когда наша земная жизнь закончится.

Праздничные дни Церкви - это не просто поминовение исторических событий; они не смотрят только в прошлое. Они смотрят в настоящее и в будущее и дают нам представление о наших отношениях с Богом. Успение устремлено в вечность и дает нам надежду, что мы тоже последуем за Богородицей, когда наша жизнь закончится.

Молитва для праздника гласит: «Всемогущий и вечно живой Бог: Ты воскресил безгрешную Деву Марию, мать твоего Сына, тело и душу, во славу небес. Пусть мы увидим небеса как нашу конечную цель и пришли разделить ее славу ".

В 1950 году в Апостольской конституции Папа Пий XII провозгласил Вознесение Марии догматом католической церкви в следующих словах: «Непорочная Богородица, вечно дева Мария, завершив путь ее земная жизнь была принята телом и душой на небеса."

Таким образом, древняя вера стала католической доктриной, а Успение было объявлено истиной, открытой Богом.

.

Успение Пресвятой Девы Марии

1. Что подразумевается под предположением?

Под термином Пресвятой Богородицы вся Церковь понимает Мария, вскоре после ее смерти и славного воскресения, приняла тело и душа на Небеса, чтобы быть навечно восседать на престоле над ангелами и святыми .
Термин «Успение» используется скорее, чем «Вознесение», поскольку, в отличие от Иисуса, который вознесся на Небеса своей собственной силой, Мария была вознесена Богом до такой степени славы, для которой она была предназначена .[…]

2. Было ли открыто Успение?

Без божественного откровения Успение не смогло бы будучи определенным догматом веры, поскольку мотив веры авторитет Бога в откровении. […]
Следовательно, Предположение должно было быть известно как несомненное и может быть предложено всей Церкви для принятия, публичное откровение должно быть обращено к апостолам или хотя бы к одному из них - святому Джон, например. Обратите внимание, что это откровение должно было быть сделано апостола, так как депозит общего и общественного откровения был завершен со смертью последнего апостола [святого Иоанна].Возможно, это было сделано явно или неявно . […]

3. Была ли явным образом открыта привилегия Успения?

Все указывает на то, что привилегия Успения была явным образом раскрыта Апостолам или хотя бы одному из них; и это было передано впоследствии устным Преданием литургии; в противном случае есть никакое объяснение всеобщего праздника Успения не найдено так очевидно, начиная с VII века, когда само Успение уже объект обычного магистериума Церкви.[…]

4. Откроется ли Успение в Священном Писании?

- Из слов Архангела Гавриила при Благовещении и Св. Елизаветы при Посещении:
* «Радуйся, благодатный, Господь с Тобою; Благословенна Ты среди женщин »(Лк 1, 28);
* « Благословенна Ты среди жен » (Лк 1, 42).
можно сделать вывод, что Успение было косвенно явлено в Священном Писании:
Мария получила полноту благодати и была благословлена ​​Богом среди женщин исключительным образом.Но это исключительное благословение отрицает божественное проклятие родить детей в боли и вернуться в прах (Быт 3, 16-19). Таким образом, Мария была сохранена через него от разложение в ее теле: ее тело не вернется в прах, но будет восстановлен к жизни в ожидаемом воскресении. […]
- «Благодарение Богу, Который дал нам победу через Наше Господь Иисус-Христос »(1 Кор. 15, 57); «Через смерть [Иисус Христос] мог уничтожить того, кто владел империей смерти, то есть дьявола »5 Евр 2, 14).
Совершенная победа Христа над сатаной включала победу над грехом и смерть. Но Мария, Богородица, была наиболее тесно связана с Иисус на Голгофе в Его победе над сатаной. Следовательно, она была связана с Ним в Его победе над смертью через ее ожидаемое воскресение и ее Успение .

5. Каковы последствия этой догмы для нашей души?

Успение Пресвятой Богородицы вместе с Вознесением Пресвятой Богородицы венчает нашу веру в объективное завершение работы Искупления и дает нашей надежде новую гарантию .
Наконец, праведник живет своей верой. Следовательно, он находит в торжественное определение открытой истины форма духовного питания который увеличивает его веру, укрепляет его надежду и делает его милосердие более пылким .
(Отец Гарригу-Лагранж О.П., Мать Спасителя и наша внутренняя жизнь ; Сент-Луис, штат Миссури; Б. Книжная компания Гердера; 1948; Часть первая, Глава IV, статья II, «Успение Пресвятой Богородицы», выдержки.)

Приложение:

Вознесение Марии на небо

"[Апостолы] положили ее тело на носилки и положили в гробницу; и они хранил его, ожидая прихода Господа.И вот, снова Господь стоял рядом их; и святое тело было принято, и повелел взять его в облако в рай: где теперь, воссоединившись с душой, [Мария] радуется с избранные Господом ... » Григорий Турский, Восемь Книг чудес, 1: 4 (между 575-593 гг. н. э.).

"Как славнейшая Матерь Христа, Спаситель наш и Бог, и даритель жизнь и бессмертие, была наделена им жизнью, она получила вечная неподкупность тела вместе с воспитавшим ее из могилы и взял ее к себе известным только ему способом." Модестус Иерусалима, Encomium in dormitionnem Sanctissimae Dominae nostrae Deiparae semperque Virginis Mariae (PG 86-II, 3306), (до 634 г.).

"Это было подобающим ... что Святейшее Тело Марии, Богоносное Тело, вместилище Бога, обожествленное, нетленное, озаренное божественной благодатью и полная слава ... должна быть возложена на землю ненадолго и вознесена к небу во славе, с душой, угодной Богу." Феотекнос Ливийский, Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы (до 650 г. н. Э.).

«Ты та, которая, как написано, предстает в красоте, а твое девственное тело - все святое, все целомудренное, всецело обитель Бога, так что это отныне полностью не растворяется в прахе. Хотя все еще человек, это превращается в небесную жизнь нетленной, истинно живую и славной, неповрежденной и делящей идеальную жизнь." Герман Константинопольский, Проповедь I (PG 98,346) (до 733 г. н.э.).



«Святой Ювенал, епископ Иерусалимский, на Халкидонском соборе (451 г.) совершил известный императору Маркиану и Пульхерии, которые хотели завладеть телом Богородицы, что Мария умерла в присутствии всех Апостолов, но что ее могила, открытая по просьбе святого Фомы, оказалась пустой; откуда апостолы заключили, что тело взято на небо." Иоанна Дамаскин, PG (96: 1) (747–751 гг. Н. Э.).

"Было уместно, что та, которая сохранила девственность во время родов, должна сохранить свое тело свободным от всякой порчи даже после смерти. это было уместно, чтобы та, которая в детстве несла на груди Творца, должна обитать в священных шатрах. Было уместно, что супруга, которой Отец взял к себе, должен жить в божественных особняках.Это было подходящим что та, которая видела своего Сына на кресте и тем самым приняла в ее сердце меч печали, которого она избежала, когда родила его, должен смотреть на него, как он сидит с Отцом. Мать должна владеть тем, что принадлежит ее Сыну, и что ее следует уважать всякой тварью, как Матерью и как служанка Бога ». Иоанн Дамаскинский, Успение Марии (PG 96 741) (до 749 г. н.э.).

«Почитает нас, Господи, праздник этого дня, в который святая Мать Бога претерпел временную смерть, но все еще не мог сдержать узы смерти, которая родила Сына Твоего, Господа нашего, воплощенного от себя ". по н.с. Sacramentary, Veneranda (до 795 г. н.э.).

"[Эта] невыразимая тайна тем более достойна похвалы, как Успение Богородицы. что-то уникальное среди мужчин." Галликанский сакраментарий, из" Munificentis simus " Деус (8 век).

"Бог, Царь вселенной, даровал вам милости, превосходящие природу. Как он оставил вас девственницей при родах, таким образом он сохранил ваше тело нетленным в могиле и прославил его своим божественным актом перенесения его из гробницы ». Byzantine Литургия из книги Munificentis simus Deus (8 век).

"[T] дева до сих пор бессмертна, так как Тот, Кто жил, перевел ее в место приема." Тимофей Иерусалимский (8 век).
В книге года Munificentissimus Deus Папа Пий XII цитировал различных Отцов Церкви, чтобы проследить их путь. давняя традиция веры Успения Пресвятой Богородицы - св. Иоанн Дамаскин, Святой Андрей Крита, св. Модеста Иерусалимского и св. Григория Турского, и это лишь некоторые из них. Епископ Феотек из Ливии (ок. 550-650) произнес одну из самых всеобъемлющих ранних проповедей. о Успении: «Ибо Христос снял непорочную плоть с непорочной плоть Марии, и если Он приготовил место на небе для Апостолов, насколько еще для Его матери; если бы Енох был переведен, а Илия попал на небеса, тем более Мария, которая, как луна среди звезд, сияет и выделяется среди пророки и апостолы? Ибо хотя ее богоносное тело и вкусило смерть, оно не претерпел тление, но сохранился нетленным и непорочным и вознесен на небеса с его чистой и безупречной душой."

Святой Иоанн Дамаскин (ум. 749) также записал интересную историю о Успение: «Святой Ювенал, епископ Иерусалимский, на Халкидонском соборе (451 г.), стало известно императору Маркиану и Пульхерии, которые хотели завладеть телом Богородица, что Мария умерла в присутствии всех апостолов, но что ее могила, когда открыт по просьбе святого Фомы, оказался пустым; откуда апостолы заключили что тело вознесено на небо ». Во всем святоотеческие отцы защищали Успение по двум пунктам: поскольку Мария была безгрешной и вечной девственницей, она не могла после ее смерти претерпела физическое ухудшение в результате Первородного греха.Кроме того, если Мэри родила Христа и сыграла интимную роль Его матери в искуплении человека, тогда она также должны разделить тело и душу в Его воскресении и прославлении.

Византийский император Маврикий (582-602) учредил празднование Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятой Девы Марии 15 августа для Восточной Церкви. (Некоторые историки предполагают что празднование было широко распространено еще до Ефесского Собора в 431 г.). Посредством В конце VI века на Западе также отмечался праздник Успения Пресвятой Богородицы.Пока Церковь сначала подчеркнула смерть Марии, постепенные сдвиги как в названии, так и в содержании произошло так, что к концу 8-го века в григорианском сакраментарии были молитвы о Успенский день.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вселяет в каждого из нас большую надежду, когда мы размышляем об этом грань прекрасной женщины веры, нашей Пресвятой Матери. Мэри подает нам пример и молитва возрастать в Божьей благодати, чтобы быть восприимчивой к Его воле, чтобы преобразовать нашу жизнь через жертвовать и покаяться, и искать того вечного союза в Царстве Небесном.

Григорианский напев: Вознесение Пресвятой Девы Марии (Mariae Aufnahme in den Himmel / Assomption de la Vierge)

.

Посвящение Пресвятой Деве Марии

Пожалуйста, помогите поддержать миссию New Advent и получить полное содержание этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает в себя католическую энциклопедию, отцов церкви, Summa, Библию и многое другое - всего за 19,99 доллара ...

До Никейского Собора

Преданность Пресвятой Богородице в ее конечном анализе следует рассматривать как практическое применение учения о Причастии Святых. Учитывая, что это учение не содержится, по крайней мере, явно в более ранних формах Апостольского символа веры, возможно, нет оснований для удивления, если мы не встретим каких-либо явных следов культа Пресвятой Богородицы в первые христианские века.Самые ранние безошибочные примеры «поклонения» - мы используем это слово, конечно, в относительном смысле - святых связаны с почитанием мучеников, отдавших свои жизни за Веру. Начиная с первого века и далее мученичество считалось вернейшим признаком избрания. Считалось, что мученики немедленно перешли в присутствие Бога. Над их могилами была принесена святая жертва (практика, о которой, возможно, упоминается в Откровении 6: 9), в то время как в современном повествовании о мученичестве св.Поликарп (ок. 151 г.), мы уже упоминали о «дне рождения», то есть о ежегодном поминовении, которое христиане, возможно, будут проводить в его честь. Это умонастроение становится еще более явным у Тертуллиана и св. Киприана, и подчеркивается «удовлетворительный» характер страданий мучеников, подчеркивается точка зрения, согласно которой своей смертью они могут получить милость и благословение для других, естественно и немедленно привело к их прямому обращению.

Еще одно подкрепление той же идеи было получено из культа ангелов, который, хотя и был дохристианским по своему происхождению, горячо поддерживался верующими доапостольской эпохи.Похоже, что люди обратились с просьбой о заступничестве Пресвятой Богородицы только в результате такого развития событий. Это, по крайней мере, общее мнение среди ученых, хотя, возможно, было бы опасно говорить слишком положительно. Свидетельства, касающиеся народной практики первых веков, почти полностью отсутствуют, и хотя, с одной стороны, вера христиан, несомненно, формировалась сверху вниз (то есть апостолы и учителя Церкви передали послание, которое миряне приняли от них вместе с ними). вся покорность), но есть признаки того, что в вопросах сантиментов и преданности иногда происходит обратный процесс.Следовательно, не исключено, что практика обращения за помощью к Матери Христа стала более привычной для более простых верующих за некоторое время до того, как мы обнаружим какое-либо явное ее выражение в писаниях отцов. Некоторые из таких гипотез помогли бы объяснить тот факт, что свидетельства, предоставленные катакомбами и апокрифической литературой первых веков, хронологически опережают то, что сохранилось в произведениях того времени, которые были авторитетными рупорами христианской традиции.

Как бы то ни было, твердое богословское основание, на котором впоследствии было возведено здание Марианской преданности, начало закладываться в первом веке нашей эры. Немаловажно то, что нам говорят об Апостолах после Вознесения Христа, что «все они единодушно стойко молились с женщинами, и Мария, мать Иисуса, и с братьями Его» (Деяния 1:14) ). Также справедливо было обращено внимание на тот факт, что св. Марк, хотя он ничего не говорит нам о детстве нашего Христа, тем не менее описывает Его как «сына Марии» (Марка 6: 3), обстоятельство, которое, учитывая некоторые известные особенности Второго евангелиста, очень подчеркивает его веру в непорочное зачатие.

На той же тайне настаивает св. Игнатий Антиохийский, который, описав Иисуса как «Сына Марии и Сына Божьего», продолжает говорить ефесянам (7, 18 и 19), что «Бог наш, Иисус Христос был зачат во чреве Марии в соответствии с устроением семени Давида, но также и от Святого Духа », и добавляет:« От князя мира сего скрыта девственность Марии и ее деторождение, а также смерть Господа - три тайны, о которых нужно восклицать ".Аристид и Св. Иустин также используют явные формулировки относительно зачатия от Девы, но именно св. Ириней, в особенности, заслуживает называться первым богословом Девы-Матери. Таким образом, он провел параллель между Евой и Марией, убеждая, что, «как первая была сбита с пути из-за речи ангела, чтобы бежать от Бога после того, как преступила Его слово, так и последняя проповедью ангела проповедовала ей Евангелие, что она мог терпеть Бога, повинуясь Его слову, и если первый ослушался Бога, то другой был убежден повиноваться Богу: чтобы Дева Мария стала защитницей девы Евы.И как человечество было связано к смерти через деву, оно спасено через девственницу; послушанием девственницы компенсируется непослушание девственницы »(Ириней, V, 19). Никто снова не оспаривает, что пункт« рожденный от Девы Марии »составлял часть примитивной редакции Символа веры, а язык Тертуллиан, Ипполит, Ориген и т. Д. Полностью соответствуют словам Иринея; кроме того, хотя такие писатели, как Тертуллиан, Хевидий и, возможно, Гегезипп, оспаривали вечную девственность Марии, их более ортодоксальные современники утверждали это.

Тогда было естественно, что в этой атмосфере мы обнаружили постоянно развивающееся почитание святости и возвышенных привилегий Марии. В картинах катакомб, в частности, мы ценим исключительное положение, которое она с самого начала занимала в мыслях верующих. Считается, что некоторые из этих фресок, представляющие пророчество Исайи, датируются первой половиной второго века. Три других, которые представляют поклонение волхвов, созданы столетием позже.Есть также замечательный, но очень изуродованный барельеф, найденный в Карфагене, который, вероятно, может быть отнесен ко времени Константина.

Еще более поразительными являются свидетельства некоторых апокрифических писаний, в частности, так называемого Евангелия от Святого Иакова, или «Протевангелиона». Более ранняя часть этой книги, которая свидетельствует о глубоком почитании чистоты и святости Пресвятой Богородицы и подтверждает ее девственность in partu et postpartum , обычно считается произведением второго века.Точно так же некоторые интерполированные отрывки из Сивиллических Оракулов, отрывки, которые, вероятно, относятся к третьему веку, демонстрируют одинаковую озабоченность доминирующей ролью Пресвятой Богородицы в деле искупления (см. Особенно II, 311-12 и VIII, 357-479). Первый из этих отрывков, очевидно, приписывает заступничеству «Пресвятой Девы» получение дара семи дней вечности, чтобы люди могли найти время для покаяния (ср. Четвертая книга Ездры, VII, 28-33).Далее, весьма вероятно, что упоминание Пресвятой Богородицы в заступничестве диптихов литургии восходит к дням, предшествовавшим Никейскому Собору, но у нас нет определенных доказательств по этому поводу, и то же самое следует сказать о любая форма прямого обращения, даже в целях личного поклонения.

Возраст Отцов

Существование малоизвестной секты коллиридианцев, которых святой Епифаний (ум. 403) осуждает за их жертвенное приношение пирожных Марии, можно справедливо считать доказательством того, что даже до Эфесского Собора народ почитал Дева-Мать, которая угрожала расточительством.Поэтому Епифаний установил правило: «Да будет Мария почитаема. Да будут поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, но никто не должен поклоняться Марии» ( ten Marian medeis prosknueito ). Тем не менее тот же самый Епифаний изобилует восхвалениями Девы-Матери, и он полагал, что в словах Откровения 12:14 подразумевается некая таинственная диспенсация в отношении ее смерти: «И дано женщине два крыла великого. орел, чтобы она полетела в пустыню к своему месту.В любом случае несомненно то, что такие отцы, как святой Амвросий и святой Иероним, отчасти вдохновленные восхищением аскетическими идеалами девственной жизни, отчасти нащупывают свой путь к более ясному пониманию всего, что было связано с Тайна Воплощения, о Пресвятой Богородице начали говорить как об образце всех добродетелей и идеале безгрешности. Собрано несколько поразительных отрывков такого рода.

  • «На небесах», - говорит святой Амвросий, - она руководит хором девственных душ; с ней когда-нибудь будут сочтены посвященные девы.
  • Святой Иероним (Ep. Xxxix, Migne, PL, XXII, 472) уже предвещает то представление о Марии как матери человеческого рода, которое должно было так сильно оживить преданность более поздних времен.
  • Святой Августин, в известном отрывке (De nat. et gratis, 36) провозглашается уникальная привилегия Марии быть безгрешной
  • В проповеди св. Григория Назианзена о мученице Св. Киприане (PG, XXXV, 1181) мы находим рассказ о девушке Иустине, которая воззвал к Пресвятой Богородице, чтобы сохранить девственность.
Но в этом, как и в некоторых других религиозных аспектах раннехристианских верований, наиболее яркий язык, кажется, можно найти на Востоке, и особенно в сирийских писаниях святого Ефрема. Это правда, что мы не можем полностью доверять подлинности многих приписываемых ему стихов; тем не менее тон некоторых из наиболее неоспоримых произведений Ефрема все еще очень примечателен.
  • Таким образом, в гимнах на Рождество (6) мы читаем: «Блаженна Мария, которая без обетов и без молитвы в девственности зачала и родила Господа всех сыновей своих товарищей, которые были или будут целомудренными. или праведники, священники и цари.Кто еще убаюкивал сына у себя в груди, как Мэри? Кто когда-либо осмеливался называть своего сына Сыном Создателя, Сыном Создателя, Сыном Всевышнего? »
  • Точно так же в гимнах 11 и 12 той же серии Ефрем представляет Марию как монолог, таким образом:« Младенец, которого я Несет меня, и Он спустил Свои крылья, взял и поместил меня между Своими шестернями и поднялся в воздух, и мне было дано обещание, что высота и глубина будут принадлежать моему Сыну "и т. д.
Этот последний отрывок, кажется, предполагает вера, как у св.Епифаний уже упоминал, что святые останки Богородицы каким-то чудом были перенесены с земли. Полностью развернутое апокрифическое повествование о «Засыпании Марии», вероятно, относится к несколько более позднему периоду, но, похоже, в этом смысле его ожидают в трудах признанных авторитетных отцов Востока. Насколько вера в "Успение", которая стала широко распространенной в течение нескольких столетий, была независима от апокрифической "Transitus Mariae", включенной Папой Геласием в его список осужденных апокрифов, или находилась под ее влиянием, является трудным вопрос.Кажется вероятным, что изобретению экстравагантных деталей самого повествования предшествовали зародыши народной традиции.

В любом случае, свидетельство рукописей сирийском оказалось вне всякого сомнения, что на Востоке до конца шестого века, и, вероятно, очень много раньше, преданность Девы предполагала все те события, которые, как правило, связаны с тем позже Средний возраст. В некоторых рукописях Transitus Mariae, датируемых концом V века, мы находим упоминания о трех ежегодных праздниках Пресвятой Богородицы:

  • один через два дня после праздника Рождества,
  • другой в 15-й день ияра, что более или менее соответствует маю, и
  • третий день в 13-й (или 15-й) день Аба (примерно август), что, вероятно, является источником нынешнего праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Более того, то же самое апокрифическое отношение содержит отчет о чудесах Пресвятой Богородицы, якобы переданный христианами Рима и очень напоминающий «Marienlegenden» средневековья. Например, мы читаем:
Часто здесь, в Риме, она является людям, которые исповедуют ее в молитве, потому что она появилась здесь, в море, когда оно было встревожено, поднялось и собиралось уничтожить корабль, на котором они плыли. И матросы призвали имя Девы Марии и сказали: «О госпожа Мария, Богородица, смилуйся над нами», и тотчас она взошла на них, как солнце, и освободила корабли, девяносто два из них, и спас их от гибели, и никто из них не погиб.

И снова нам говорят:

Она появилась днем ​​на горе, где разбойники напали на людей и хотели их убить. И эти люди закричали: «Госпожа Мария Богородица, помилуй нас». И она предстала перед ними, как вспышка молнии, и ослепила глаза разбойникам, и они не были замечены ими »(ib., 49).

Конечно, нельзя подвергать сомнению дикую экстравагантность этой апокрифической литературы. Все это чистая выдумка, и сравнение различных текстов "Transitus" показывает, что этот трактат, в частности, постоянно изменялся и дополнялся в его различных переводах, так что мы не можем быть абсолютно уверены в том, что "Liber qui appellatur transitus" , id est Assumptio, Sanctae Mariae apochryphus ", осужденная Папой Геласием в 494 году, была идентична сирийской версии, которую только что процитировали.Но весьма вероятно, что в то время существовала та же сирийская версия, и сколь бы апокрифической ни был текст, он, несомненно, свидетельствует о душевном состоянии по крайней мере менее образованных христиан того периода. Также маловероятно, чтобы о пирах говорили и приписывали учреждениям самих апостолов, если бы не существовало такого поминовения в местности, в которой это вымышленное повествование было так широко популярно. На самом деле, ученые дают веские основания полагать, что праздник, описанный как mneme tes hagias Oeotokou kai aeikarthenou Marias , отмечался в Антиохии уже в 370 году, а из того обстоятельства, что он был связан с Богоявлением, мы, вероятно, можем отождествите его с первым из праздников, упомянутых в сирийском транзите.

Существует также подтверждающее свидетельство такого праздника в гимнах Балая, сирийского писателя начала пятого века; поскольку этот писатель не только использует самые яркие слова о Богоматери, но он говорит в таких терминах, как эти: «Слава Тебе, Господи, в поминальный праздник Твоей Матери» (Стихотворение 4, с. 14 и Стихотворение 6, с. . 15). Другим ярким свидетельством является свидетельство святого Прокла, умершего патриархом Константинопольского, который в 429 г. произнес проповедь в том городе, на котором присутствовал Несторий, начиная со слов «Праздник Богородицы ( parthenike panegyris ) побуждает наш язык». сегодня возвестить ей похвалу.«В этом, мы можем далее отметить, он описывает Марию как

служанку и Мать, Деву и небо, единственный мост Бога к людям, ужасный ткацкий станок Воплощения, в котором каким-то невыразимым образом одеяние этого союза было сотканный, из которого ткач есть Святой Дух; а прядильщик - осеняющее свыше; шерсть - древнее руно Адама; ткань непорочной плоти от девственницы, челнок ткача - безмерная благодать Того, кто ее сотворил; Создатель Слова, скользящего сквозь слух »(П.Г., LXV, 681).

Эта беседа в значительной степени иллюстрирует, как противоречия, принесшие плоды в канонах Эфеса и титуле theotokos , привели к более глубокому пониманию роли Пресвятой Богородицы в работе Искупления.

Обращаясь к другой восточной стране, мы находим очень замечательный памятник преданности Марии среди коптских остраков (стр. 3), датируемый примерно 600 г. н.э. На этом фрагменте по-гречески написаны слова: «Радуйся, Мария, преисполненная благодати, Господь. с тобою; благословенна Ты среди женщин и благословен плод чрева твоего, потому что ты зачала Христа, Сына Божьего, Искупителя наших душ ".Этот восточный вариант Ave Maria был явно предназначен для литургического использования, так же как самая ранняя форма Hail Mary на Западе приняла форму антифона, используемого в мессе и службе Пресвятой Богородицы. Каким бы поздним ни казался этот фрагмент, он тем более ценен, что прямое упоминание Пресвятой Богородицы в самой ранней литургической форме встречается редко. Ничего подобного, например, нет ни в молитвеннике Серапиона, ни в литургии Апостольских уставов, ни в сохранившихся нам фрагментах канона мессы в амброзианском трактате «De Sacramentis».Некоторые сирийские гимны Кириллона ас (ок. 400 г.) и особенно Рабула Эдесского (ум. 435 г.) говорят о Марии с точки зрения горячей преданности; но, как и в случае со св. Ефремом, существует некоторая неуверенность в авторстве этих сочинений. С другой стороны, посвящение многих ранних церквей, несомненно, свидетельствует об авторитетном признании в этот период культа Пресвятой Богородицы. Уже в начале V века святитель Кирилл писал: «Да здравствует Мария, Богородица, которой в городах и селах и на острове основаны церкви истинных верующих» (П.G., LXXVII, 1034). Эфесская церковь, в которой в 431 году собрался Вселенский собор, была посвящена Пресвятой Богородице. Три церкви были основаны в ее честь в Константинополе или недалеко от него императрицей Пульхерией в течение пятого века, а в Риме церкви Санта-Мария-Антиква и Санта-Мария-ин-Трастевере, безусловно, старше 500 года. Не менее примечательны и церкви. все большее значение, придаваемое Пресвятой Богородице в течение четвертого и пятого веков в христианском искусстве.В картинах катакомб, в скульптурах саркофагов, в мозаиках и в таких второстепенных объектах, как масленки Монсы, фигура Марии встречается все чаще и чаще, в то время как почитание, с которым к ней относятся, проявляется в различными косвенными путями, например, большим нимбом, которые можно увидеть на изображениях Распятия в рукописи Рабуласа 586 г. н.э. (воспроизведено в КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, VIII, 773). Еще в 540 году мы находим мозаику, на которой она восседает на троне как Царица Небесная в центре вершины собора Паренцо в Австрии, который был построен в то время епископом Евфразием.

Раннее средневековье

С развитием христианства на западе с меровингами и карловингами пришло более авторитетное признание преданности Марии как неотъемлемой части жизни Церкви. Трудно указать точные даты введения различных праздников, но в статье КАЛЕНДАРЬ уже указывалось, что празднование Успения, Благовещения, Рождества и Очищения Богородицы, безусловно, может быть прослежено к этому периоду.Три из этих праздников фигурируют в календаре св. Виллиброрда конца седьмого века, Успение приписывается как 18 января, после практики Галликанской церкви, так и августу (что приблизительно соответствует современной римской дате). а отсутствие Благовещения, вероятно, связано только с несчастным случаем. Мы снова можем с полной уверенностью утверждать, что положение Пресвятой Богородицы в литургической формуле Церкви к этому времени прочно утвердилось. Даже если мы проигнорируем Канон римской мессы, который принял во многом ту форму, которую он сейчас сохраняет до конца шестого века, "praefatio" январского праздника Успения в Галликанском обряде, а также другие молитвы, которые может быть безопасно отнесен к дате не позднее седьмого века, чтобы служить доказательством пылкого культа Пресвятой Богородицы.На поэтическом языке Мария объявляется не только чудесной из-за клятвы, которую она зачала через веру, но и славной в переводе, в котором она ушла »(PL, LXII, 244-46), причем вера в ее Успение ясно и неоднократно принималась как должное, как это было столетием назад Григорием Турским. В литургии она также описана как «прекрасная комната, из которой выходит достойный супруг, свет язычников, надежда верных, разрушитель демонов, смятение иудеев, сосуд жизни, скиния славы, небесный храм, достоинства которого, несмотря на то, что она была нежной девой, более ярко проявляются, когда они противопоставляются примеру древней Евы »(ib., 245). В тот же период по посвящению Марии было возведено бесчисленное количество церквей, и многие из них были одними из самых важных в христианском мире. Соборы Реймса, Шартра, Руана, Амьена, Нима, Эвре, Парижа, Байе, Сеэза, Тулона и т. Д., Хотя и построенные в разное время, были освящены в ее честь. Это правда, что происхождение многих из этих французских святынь Богоматери непроницаемо окутано туманом легенд. Например, сейчас никто всерьез не верит, что святой Трофим в Арле посвятил часовню Пресвятой Богородице, когда она была еще жива, но есть убедительные доказательства того, что некоторые из этих мест паломничества почитались очень рано.Мы узнаем от Григория Турского (Hist. Fr., IX, 42), что святой Радегунд построил церковь в ее честь в Пуатье, и он говорит о других в Лионе, Тулузе и Туре. У нас также есть табличка посвящения церкви, построенной епископом Фродомундом в 677 году "in honore almae Mariae, Genetricis Domini", и поскольку названный день приходится на середину августа ( mense Augusto medio ), может быть мало сомневаюсь, что освящение произошло во время праздника Успения Пресвятой Богородицы, который в то время начинал вытеснять январский праздник.В Германии святыни Альтеттинга и Лорха заявляют, что могут проследить свое происхождение как места паломничества к далекой древности, и хотя было бы опрометчиво произносить слишком уверенные слова, мы, вероятно, можем чувствовать себя безопаснее, относя их, по крайней мере, к карловинскому периоду.

В Англии и Ирландии очень много свидетельств того, что с самого раннего периода христианство сильно заквашивалось преданностью Марии. Беда рассказывает нам о церкви, посвященной в честь Богоматери в Кентербери св.Меллит, непосредственный преемник Августина; мы также узнаем из того же источника многих других церквей Марии, например Веремут и Хексхэм (это последнее посвящение связано с чудесным исцелением святого Уилфрида после воззвания к Богородице) и Ластингем около Уитби, а святой Альдхельм до конца того же седьмого века сообщает нам, как принцесса Бугга У дочери короля Эдвина была церковь, посвященная Пресвятой Богородице в праздник ее Рождества:


Istam nempe diem, qua templi festa coruscant,
Nativitate sua sacravit Virgo Maria.
И алтарь Богоматери стоял в апсиде:

Absidem Concrat Virginis ara.

Вероятно, самой ранней народной поэзией на Западе, прославляющей восхваление Марии, была англосаксонская; ибо Киневулф, незадолго до времен Алкуина и Карла Великого, сочинил самые яркие стихи на эту тему; например, чтобы процитировать перевод Голланца «Христос» (II, 214-80):


Приветствую тебя, слава этого среднего мира!
Самая чистая женщина на всей земле.
Из тех, что были с незапамятных времен
Как справедливо ты назван всеми наделенными
дарами речи! Все смертные по всей земле
В полной радости сердца провозгласите, что ты невеста
Того, кто правит эмпирической сферой.

Подробно рассказать обо всем, что мы находим в трудах Альдхельма, Беды и Алкуина, было бы невозможно; но следует отметить свидетельство англиканского писателя обо всем периоде до норманнского завоевания. «Святой, - говорит он, - наиболее настойчиво и часто упоминаемой и к которой применялись самые страстные эпитеты, ущемляющие Божественные прерогативы, была Пресвятая Дева.Мариолатрия - не самое современное развитие романизма »; и он приводит примеры из английской рукописи X века, находящейся сейчас в Солсбери, таких призывов, как« Sancta Redemptrix Mundi, Sancta Salvatrix Mundi, ora pro nobis »; тот же автор после упоминания молитв и практик преданности, известной в англосаксонские времена, например, специальная месса, уже назначенная Пресвятой Богородице по субботам в Леофрическом Миссале, комментирует странное заблуждение, с его точки зрения, многих англиканцев, которые могут смотреть на Церковь, которая терпела такие злоупотребления как примитивные и православные.

Не менее примечательны проявления преданности Богородице в Ирландии. Календарь Энгуса в начале девятого века очень примечателен пылкостью языка, используемого всякий раз, когда вводится имя Пресвятой Богородицы, в то время как Христа постоянно называют «Иисусом Мак Марией» (то есть Сыном Марии). Помимо некоторых латинских гимнов, существует поразительная ирландская ектения в честь Пресвятой Богородицы, которая по живописности эпитетов, примененных к ней, ничем не уступает нынешней Лоретанской ектении.Марию там называют «Хозяйкой Небес, Матерью Небесной и земной Церкви, Воссозданием Жизни, Владычицей Племен, Матерью Сирот, Грудью Младенцев, Царицей Жизни, Лестницей Небесной». Эта композиция может быть возрастом середины восьмого века.

Позднее средневековье

Для этого периода, который для наших настоящих целей можно рассматривать как начало с 1000 года, было то глубокое чувство любви и доверия к Пресвятой Деве, которое до сих пор выражалось смутно и в соответствии с побуждениями Пресвятой Богородицы. благочестие людей начало принимать организованную форму в огромном множестве религиозных практик.Задолго до этой даты алтарь леди, вероятно, можно было найти во всех наиболее важных церквях - стихотворение святого Альдхельма на алтарях возвращает нас к периоду до 70 года, и многие записи свидетельствуют, что на таких алтарях воспроизводились картины, мозаики и, в конечном итоге, скульптуры. фигура Пресвятой Богородицы, чтобы радовать глаз своих клиентов. Знаменитая сидящая фигура Мадонны с Божественным младенцем в Эли, датированная 1016 годом. Статуя Пресвятой Богородицы в Ковентри, на шее которой висели четки леди Годивы, относится к тому же периоду.Даже во времена Альдхельма Богоматерь просили прислушиваться к молитвам тех, кто преклонял колени перед ее святыней.


Audi clementer populorum vota precantum
Qui. . . genibus tundunt curvato poplite terram.

Именно для таких приветствий Аве Мария, которая, вероятно, впервые стала известна как антифон, используемый в Маленьком Кабинете Пресвятой Богородицы, завоевала популярность у всех классов. Сопровождая это каждый раз преклонением колен, как, например, согласно традиции, сотворенного самим ангелом Гавриилом, клиенты Марии снова и снова повторяли эту формулу перед ее изображениями.Поскольку вначале он был лишен заключительной петиции, авеню считали истинной формой приветствия, и в течение двенадцатого века она стала универсальной. К той же эпохе принадлежит широкая популярность Salve Regina, которая, кажется, также возникла в одиннадцатом веке. Хотя изначально он начинался со слов «Salve Regina Misericordia» без «Mater», мы не можем сомневаться в том, что некоторая мода на гимн была связана с огромным распространением сборников рассказов Мэри (Marien-legenden), которые чрезвычайно увеличились. в это время (с двенадцатого по четырнадцатый века), и в котором постоянно повторялся мотив Mater Misericordia .Эти сборники историй, должно быть, оказали заметный эффект в популяризации ряда других практик преданности помимо повторения Ave и использования Salve Regina, например, повторение пяти приветствий, начиная с Gaude Maria Virgo, повторения пяти псалмы, инициалы которых составляют слово Мария, посвящение субботы особыми практиками Пресвятой Деве, использование назначенных молитв, таких как последовательность «Миссис Гавриила», «О Intemerata», гимн «Ave Марис Стелла »и др., и празднование особых праздников, таких как Зачатие Пресвятой Богородицы и ее Рождество. Упомянутые выше пять Гауд первоначально ознаменовали «пять радостей» Богоматери, и, чтобы соответствовать этим радостям, духовные писатели сначала отметили пять соответствующих скорбей. Лишь в конце четырнадцатого века о семи печалях или «печаль» стали говорить, да и то в порядке исключения.

Во всех этих вопросах первый импульс, по-видимому, в значительной степени исходил от монастырей, в которых по большей части сочинялись и переписывались рассказы о Марии.Несомненно, именно в монастырях Малый Кабинет Пресвятой Богородицы (см. ПРАЙМЕР) начал читаться как молитвенное приращение к Божественному служению, и что Сальве Регина и другие гимны Богоматери были добавлены к повечерию и другим часам. Среди других орденов цистерцианцы, особенно в XII веке, оказали огромное влияние на развитие Марианской преданности. Они заявляли об особой связи с Пресвятой Богородицей, которую их учили рассматривать как всегда невидимую председательствующую при чтении Офиса.Ей они посвятили свои церкви, и они были особенно точны в ее часах, придавая ей особое значение в Confiteor и часто повторяя Salve Regina. Этому примеру особого посвящения Марии последовали другие более поздние ордена, в частности, доминиканцы, кармелиты и сервиты. Действительно, почти каждое такое учреждение с этого времени и впредь приняло ту или иную особую практику преданности, чтобы обозначить свою особую преданность Богородице. Святилища естественно умножались, и хотя некоторые из них, как уже отмечалось, возникли позже, чем одиннадцатый век, именно в этот период возникли такие известные места паломничества, как Рок Амадур, Лаон, Мариабрунн возле Клостернойбург, Айнзидельн и т. Д., а в Англии - Уолсингем, Богоматерь Андеркрофт в Кентербери, Ившем и многие другие.

Эти святыни, число которых со временем неисчислимо умножилось во всех частях Европы, почти всегда были обязаны своей известностью временным и духовным милостям, которые, как считалось, Пресвятая Дева даровала тем, кто призывал ее в этих излюбленных местах. Благодарность паломников часто обогащала их самыми дорогими подарками; золотые короны и драгоценные камни, вышитые одежды и богатые завесы встречаются нам на каждом шагу в описании таких святилищ.В качестве единственного примера можно упомянуть Галле в Бельгии, который был исключительно богат такими сокровищами. Возможно, наиболее распространенной формой подношения по обету была золотая или серебряная модель человека или конечности, которые были вылечены. Например, герцог Филипп Бургундский послал в Галле две серебряные статуи, одна из которых изображала рыцаря на коне, а другая - пехотинца в благодарность за выздоровление двух своих собственных телохранителей. Часто особая мода на конкретное святилище снова была связана с каким-то чудесным явлением, которое, как полагали, произошло там.Говорят, что кровь текла из некоторых статуй и изображений Богородицы, подвергшихся насилию. Другие плакали или источали влагу. В других случаях склоняли голову или поднимали руку в знак благословения.

Не отрицая возможности таких событий, вряд ли можно сомневаться в том, что во многих случаях исторические свидетельства этих чудес были неудовлетворительными. Невозможно отрицать, что народное поклонение Пресвятой Богородице часто сопровождалось расточительностью и злоупотреблениями.Тем не менее мы можем полагать, что простая вера и преданность людей часто вознаграждались соразмерно их честному намерению воздать должное Богородице. И нет никаких оснований полагать, что эти формы благочестия в целом имели обманчивый эффект и порождали только суеверия. Чистота, жалость и материнство Марии всегда были доминирующими мотивами, даже «Чудо» Макса Рейнхардта, бессловесная пьеса, штурмом взявшая Лондон в 1912 году, убедила многих, насколько истинное религиозное чувство должно было лежать в основе даже самых экстравагантных концепции средневековья.

Самые известные английские святыни Богоматери, Уолсингем в Норфолке, были в некотором смысле предвосхищением еще более знаменитого Лорето. Уолсингем утверждал, что сохранил не сам Святой Дом, а модель его постройки по измерениям, привезенным из Назарета в одиннадцатом веке. Размеры Walsingham Santa Casa были отмечены Уильямом Вустерским, и они не согласуются с размерами Лорето. Уолсингем измерял 23 фута 6 дюймов на 12 футов 10 дюймов; Лорето, 31 фут.3 дюйма на 13 футов 4 дюйма

В любом случае почитание Богоматери в позднем средневековье было всеобщим. Даже такой неортодоксальный писатель, как Джон Уиклиф, в одной из своих ранних проповедей, говорит: «Мне кажется невозможным получить награду Небес без помощи Марии. Нет пола или возраста, нет звания или положения, никого во всем человеческом роде, которому нет нужды взывать к помощи Пресвятой Богородицы ». Итак, снова сильное чувство, возникшее с двенадцатого по шестнадцатый век по поводу доктрины Непорочного Зачатия, является лишь дополнительной данью важности, которой весь предмет мариологии обладал в глазах наиболее образованных организаций христианского мира.Здесь невозможно дать хотя бы краткий очерк о различных практиках преданности Марии в средние века. Большинство из них - например, Розарий, Ангелус, Сальве Регина и т. Д. И более важные праздники - обсуждаются под отдельными заголовками. Достаточно будет отметить преобладание ношения бус всех возможных фасонов и длин, от пятнадцати десятилетий, от десяти до шести, пяти, трех или одного, в качестве украшения в любой одежде; простое повторение Hail Marys для подсчета с помощью таких Pater Nosters, или бусинок, было обычным делом в двенадцатом веке, до времен св.Доминик; мотив размышлений над назначенными «тайнами» стал использоваться только 300 лет спустя. Кроме того, мы должны отметить почти универсальный обычай оставлять в наследство мессу Марии, или Мессу Богородицы, совершаемую ежедневно на определенном алтаре, а также постоянно поддерживать свет перед определенной статуей или святыней. Еще более интересными были основания, оставленные завещанием для исполнения Salve Regina или других гимнов Богоматери после повечерия у алтаря Госпожи, в то время как перед ее статуей горели огни.«Приветствие», обычное для Франции в семнадцатом и восемнадцатом веках, сформировалось только после развития этой практики, и именно из них мы почти наверняка вывели нашу сравнительно современную приверженность благословению Святого Причастия.

Новое время

Лишь несколько отдельных моментов могут быть затронуты в развитии преданности Марии со времен Реформации. Прежде всего можно отметить общее введение Лоретанской литании, которая, хотя, как мы видели, имела предшественники в других странах, таких удаленных, как Ирландия в девятом веке, не говоря уже об отдельных формах в более позднем средневековье. сам по себе вошел в обиход только к концу шестнадцатого века.То же самое можно сказать и о любом общем принятии второй части Богородицы. Другим очень важным проявлением, которое также, как и последнее, последовавшее вскоре после Трентского Собора, было учреждение общественных организаций Пресвятой Девы, особенно в домах просвещения, движение, в основном продвигаемое влиянием и примером Общества Иисуса. члены которого сделали так много, посвятив свои исследования и другие подобные приемы, чтобы передать дело образования под покровительство Марии, Королевы Чистоты.С этим периодом связано также, за некоторыми редкими исключениями, увеличение в календаре малых праздников Пресвятой Богородицы, таких как праздник Святого Имени Марии, festum B.V.M. ad Nives, de Mercede, Розария, de Bono Consilio, Auxilium Christianorum и т. д. Еще позднее (не ранее семнадцатого века) происходит принятие обряда посвящения месяца май Пресвятой Деве с особыми ритуалами, хотя практика чтения Розария каждый день в течение октября вряд ли может считаться приемлемой. старше, чем Розарий Энциклики Льва XIII.После косвенного провозглашения Тридентского Собора вокруг Непорочного Зачатия не было много споров, но догмат был определен только Пием IX в 1854 году. Несомненно, однако, что величайший стимул к преданности Мариан в последнее время был предоставлен явлениями Пресвятой Богородицы в 1858 году в Лурде, и в бесчисленных сверхъестественных милостях, дарованных паломникам, как там, так и в других святынях, происходящих от нее. «Чудотворная медаль», связанная с церковью Нотр-Дам-де-Виктуар в Париже, также заслуживает упоминания, так как дала большой стимул к этой форме благочестия в первой половине девятнадцатого века.

Об этой странице

Цитирование APA. Терстон, Х. (1912). Посвящение Пресвятой Деве Марии. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/15459a.htm

цитирование MLA. Терстон, Герберт. «Преданность Пресвятой Деве Марии». Католическая энциклопедия. Vol. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. .

Духовная апробация. Nihil Obstat. , 1 октября 1912 года. Реми Лафорт, S.T.D., цензор. Imprimatur. + Джон кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер на newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы - особенно уведомления о типографских ошибках и неприемлемой рекламе.

.

Успение Пресвятой Девы Марии

Успение Пресвятой Девы Марии - 15 августа

Чтобы увидеть больше изображений, goto Успенские изображения .

Сегодня, 15 августа, мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы.

«Взгляните на красоту дочери Иерусалима, которая вознеслась на небо, как восходящее солнце на рассвете».

- Бенедикт антифон из Daily Office

Сотни лет католики отмечали праздник Успение Пресвятой Девы Марии 15 августа - празднование вознесения Марии на Небеса после ее смерти - но только в 1950 году Церковь провозгласила это учение догматом Церкви - одним из основных убеждений католиков. вера.

15 августа католики давно отмечают так называемое Успение (засыпание) или Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечает как счастливый уход Марии из этой жизни естественной смертью, так и ее телесное вознесение на небо.

Наряду с праздником Непорочного зачатия (8 декабря) Успение Пресвятой Богородицы является главным праздником Пресвятой Богородицы и Святым Днем Обязательства - одним из важнейших праздников церковного года.(В Соединенных Штатах в 1991 году епископы США внесли поправки в церковный календарь, сняв обязательство посещать мессу всякий раз, когда 1 января, 15 августа или 1 ноября приходятся на субботу или понедельник. Их действия были одобрены Святым Престолом в 1992.)

Сейчас, в конце летнего сезона, Церковь отмечает самый славный «праздник урожая» в Причастии святых - Марии, наивысшей благословенной среди женщин, Марии, самого драгоценного созревшего плода. на полях Царства Божьего, сегодня вознесен на небеса.

Идея вознесения Марии на небеса после ее смерти впервые выражена в рассказах пятого и шестого веков. Несмотря на то, что они никогда не были официальными, они свидетельствуют о очень ранней вере в учение католической церкви, которое не было формально определено как догма (учение, необходимое для католической веры) до 50 лет назад.

Хотя почти все верили в это более тысячи лет, Библия не содержит упоминания о вознесении Марии на небо.Первым церковным писателем, который говорит о вознесении Марии на небеса Богом, является святой Григорий Турский (594 г.). Другие ранние проповеди о празднике сошествия Марии на небеса - это проповеди Пс. Модеста Иерусалимского (ок. 700 г.).

1 мая 1946 года Папа Пий XII спросил всех епископов в мире, считают ли они, что вера в вознесение Марии на небеса должна быть определена как утверждение веры, и желают ли они со своим духовенством и народом Определение. Почти все епископы ответили утвердительно.

1 ноября 1950 года , в праздник Всех Святых , Папа Пий XII провозгласил как догму, открытую Богом, что «Мария, непорочная дева Богородица, после завершения своей земной жизни, была принята телом и душу во славу Небесную ».

У нас нет реальных сведений о дне, году и способе смерти Богоматери. Даты ее смерти варьируются от трех до пятнадцати лет после Вознесения Христа. И Иерусалим, и Эфес утверждают, что это место, где она умерла.(По традиции, Мария жила в Эфесе после смерти Иисуса.) Могила Марии предположительно была найдена в Иерусалиме. Считается, что Мария умерла в присутствии всех апостолов, но после ее погребения ее могила, когда ее открыли, оказалась пустой. Следовательно, они пришли к выводу, что ее тело было поднято (принято) на небеса.

Святой Григорий Турский дал объяснение традиции, которая связана с тем, что она была спасена от первородного греха. Он сказал, что немыслимо думать, что безгрешное тело Марии, подобное Ковчегу Завета , сделанному из нетленного дерева, должно разложиться в могиле.Текст « Восстань и ковчег силы твоей» (Пс. 132/1: 8) понимался как означающий, что по воле Бога, когда Христос вознесся, Мария была принята на небо.

Конечно, есть важное различие между вознесением Иисуса на Небеса после Его Воскресения и вознесением Марии . Подняться - значит подняться собственной силой; в то время как быть предполагаемым означает что-то, что делается с одним. Иисус, будучи Вторым Лицом Троицы, не нуждался в помощи; тогда как у Мэри не было этой силы.(Однажды пастор необычным образом продемонстрировал эту разницу. Он попросил двух детей выйти к церкви. Он сказал одному ребенку пройти от одной стороны святилища к другой, а другого ребенка он перенес через нее.)

Согласно одной традиции, Мария была предупреждена о ее приближающемся конце Святой Михаил Архангел, , который ведет души на Небеса, и была окружена на смертном одре апостолами, которые были чудесным образом перенесены к ее постели из их различные миссии.Было сказано, что Иисус явился, унес ее душу и вернулся через три дня после ее погребения, когда ангелы несли ее тело в Рай, где оно воссоединилось с ее душой под Древом Жизни.

Соблюдение Успения Пресвятой Богородицы

В католических странах Успение Пресвятой Девы Марии является одним из самых популярных праздников года.

Увеличившееся количество и великолепие картин вознесения Марии на небо с конца шестнадцатого века и далее, на которых Мария предстает как «женщина, украшенная солнцем, стоящая на луне и с двенадцатью звездами на голове в качестве короны. ”(Из описания в Книге Откровения 12: 1), свидетельствует о глубине народной преданности этому проявлению божественной благодати, дарованной Богородице.

Тема небесной коронации Пресвятой Богородицы как Царицы Небес, часто представленная картинами и скульптурами, связана с тем, что ее возносят на Небеса, где она правит рядом со своим Божественным Сыном.

Титул «Богородица» (по-гречески Богородица) был официально пожалован Марии на Эфесском соборе в 431 году (как однажды англиканский епископ ответил на протестантские возражения против этого титула для Марии: «Если бы она была не матерью божьей, чьей матерью она была? »)

Праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда очень любили верующие, дети Марии.Для нас это знак того, что однажды, по Божьей благодати и нашим усилиям, мы тоже сможем присоединиться к Пресвятой Богородице в вознесении славы Богу. Успение является источником большой надежды и для нас, поскольку оно указывает путь всем последователям Христа, которые подражают ее верности и послушанию воле Бога. Там, где она сейчас, мы должны в конечном итоге оказаться и можем надеяться на это благодаря Божественной благодати. Вознесение Марии на небеса после того, как ее земная жизнь закончилась, является логическим результатом ее безупречной природы, уникально защищенной - также по милости Божьей - от личного греха.Мы стремимся подражать ее самоотверженной любви, ее несокрушимой вере и ее безупречному послушанию.

«Блаженна, которая поверила, что слова Господа, сказанные ей, сбудутся».

Для христиан смерть - это не вымирание, хотя, в отличие от Марии, все обычные смертные, даже самые верные христиане, святые, должны дождаться Второго пришествия Христа и всеобщего Воскресения, чтобы получить наши «прославленные тела».

«Пусть мы увидим небо как свою цель и придем разделить ее славу».

Связанные

.

Смотрите также