Воздвижение креста господня приметы


Что разрешается и что запрещено делать на Воздвижение Креста Господня?

27 сентября 2020 года православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в память об обретении этой реликвии возле Голгофы, где был распят Иисус Христос.

Матери императора Константина Великого, царице Елене, которая отправилась в 326 году в Палестину, удалось обнаружить Гроб Господень, Крест, сделанную по приказанию Пилата дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

C VII века с этим днем также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии. Согласно преданиям, и при обретении, и по возвращении Креста священник поднимал его три раза, чтобы паства могла его видеть, поэтому праздник получил такое название.

Традиции празднования Воздвижения Креста Господня

За несколько веков сложились его традиции, а также множество поверий и примет на Воздвижение Креста Господня. Далее мы расскажем, что можно и что нельзя делать в день этого церковного праздника.

Праздник имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября). Кроме того, Воздвижению предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

В этот день верующие посещают храмы, где проводятся торжественные богослужения. Кульминационным моментом праздника становится вынос Креста первенствующим священником или епископом в фиолетовом облачении. Паства целует святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем.

Прихожане возносят молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня. Она помогает обрести силу духа, к ней обращаются о даровании милости Божьей в различных испытаниях, об исцелении от болезней. В прежние времена говорили, что если с верою помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий крест и со смертного ложа подымет.

Также на Воздвижение принято устанавливать кресты на строящихся храмах, святить небольшие церкви и часовни.

Что можно и что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня?

Верующие вспоминают не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. И хотя на этот день приходится праздник, принято соблюдать строгий пост.

Согласно церковному уставу, нельзя включать в рацион мясные и молочные продукты, яйца, рыбу. Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов, а кто не постится, на того семь грехов воздвигнутся.

Как и в другие церковные праздники, запрещается заниматься тяжелым трудом, например, делать ремонт, а также выполнять различные работы по дому (шить, вязать, вышивать и т. п.).

Нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, так как отрицательная энергия обязательно вернется вам втройне.

Ряд примет на Воздвижение связан с этим атрибутом. Как верили в народе, в это время шла борьба между честью и нечестью, правдой и кривдой, которые «воздвигались» друг на друга. Благодаря поднявшемуся из недр земли Господнему Кресту силы добра одерживали верх.

Что было принято делать на Воздвижение Креста Господня?

Чтобы оградить себя от действия злых сил, люди рисовали кресты на дверях своих домов, притолоках или матицах (толстых балках, располагавшихся поперек зданий).

В старину кресты рисовали чесноком, углем, мелом, иногда – кровью животных, которых принесли в жертву, или просто вырезали ножом. А чтобы защитить от злых духов скот, в ясли клали небольшие деревянные крестики.

Видимо, еще с языческих времен отмечались «овинные именины» – то есть именины духа, живущего в овине. Овином называли строение для сушки снопов перед молотьбой. Овинника не тревожили, стараясь не проводить здесь работы, и оставляли ему угощение.

Некоторые другие поверья и приметы на Воздвижение Креста Господня также уходят корнями в язычество.

Что по приметам запрещалось делать на Воздвижение?

Один из запретов касался посещения леса. Считалось, что возрастает риск быть укушенным змеями, так как в этот день они сползаются со всех сторон, чтобы уйти в землю до весны. Чтобы змеи не заползали в дома, люди крепко-накрепко закрывали ворота.

В лес также старались не ходить, чтобы не повстречаться с лешим, который устраивал осмотр своих владений и считал зверей. Полагали, что человек, случайно попавшийся ему на глаза, тоже может быть посчитан, после чего никогда не сумеет выйти из леса и вернуться домой. Леший мог сбить человека с дороги или сильно напугать так, что тот лишался рассудка.

Этот праздник в народе также назывался «капустницами». Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки:

  • «Воздвиженье – капустница, капусту рубить пора!»,
  • «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло»,
  • «То и рубить капусту, что с Воздвиженья»,
  • «На Воздвиженье первая барыня – капуста»,
  • «На Воздвижение у доброго молодца капуста у крыльца» и другие.

Не удивительно, что немало поверий и примет на Воздвижение Креста Господня связано с этим обычаем.

Девушки ходили друг к другу в гости рубить капусту, пели песни и вели веселые разговоры – такие вечеринки получили название «капустников». Чтобы выглядеть привлекательными в глазах парней, которые им нравились, накануне вечерок девушки читали определенные заговоры.

После заготовки капусты устраивались гуляния, которые нередко приводили к свадьбам на Покрова.

Какие поверья и приметы на Воздвижение сохранились до наших дней?

Что же нельзя делать на Воздвижение Креста Господня? По негласным правилам не стоит начинать новые дела, так как все, начатое в этот день, окончится полной неудачей или будет бесполезно.

Не рекомендуется давать кому-либо взаймы и одалживать деньги, чтобы не потерпеть убытки.

Кроме того, известно множество погодных примет, которые связывают с праздником Воздвижения Креста Господня. Считается, что осень в это время передает свои права зиме. Недаром Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем, имея в виду движение, изменение состояния.

Если в этот день дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

В это время птицы улетают на юг. Если журавли летят не торопясь, достаточно высоко и курлычут, то осень будет теплой. Увидев птиц, люди старались загадать желание, которое, как полагали, непременно сбудется.

Знак креста - в чем смысл?

Вопрос: «Крестное знамение - что означает? Должны ли христиане креститься?»

Ответ:

Практика прослеживания креста наиболее распространена в Римско-католической церкви, но также практикуется в Восточной православной, коптской, лютеранской, англиканской и епископальной церквях. История знамения креста восходит к Тертуллиану, отцу ранней церкви, жившему между А.Д. 160 и 220. Тертуллиан писал: «Во всех наших путешествиях и передвижениях, во всех наших входах и выходах, в том, чтобы снимать обувь, в ванне, за столом, в зажигании свечей, в лежании, в сидя, чем бы мы ни занимались, мы помечаем свои лбы крестным знамением ».

Первоначально маленький крест был начертан большим пальцем или пальцем на собственном лбу. Хотя трудно точно определить, когда произошел переход от начертания небольшого креста на лбу к современной практике начертания большого креста от лба до груди и от плеча к плечу, мы знаем, что переход произошел к XI веку. А.D., когда Молитвенник короля Генриха дает указание «пометить святым крестом четыре стороны тела».

Католики находят поддержку крестному знамению прежде всего в своих многолетних церковных традициях и, во вторую очередь, в Исходе 17: 9-14 и Откровении 7: 3; 9: 4; 14: 1. Хотя в этих отрывках действительно говорится о знаке на лбу для защиты от Божьего суда, их следует интерпретировать в свете их контекста. Исходя из их контекста, нет оснований полагать, что какой-либо из стихов предписывает ритуальный знак креста.

В шестнадцатом веке одним из центральных постулатов протестантской Реформации была «sola scriptura», в соответствии с которой отбрасывалась всякая практика, не соответствовавшая Писанию. Английские реформаторы считали, что использование знака креста должно быть оставлено на усмотрение отдельного человека, как было написано в Молитвеннике короля Эдуарда VI. "... Положение на коленях, скрещивание, поднятие рук, удары по груди и другие жесты - их можно использовать или оставить, поскольку преданность каждого человека служит без вины.Протестанты обычно рассматривали этот знак как традицию, не поддерживаемую Писанием, или даже как идолопоклонническую, и поэтому большинство отказались от нее.

Хотя Библия не учит нас креститься, знамение креста имеет библейский характер. символизм. Форма знака напоминает о кресте Христа. Исторически этот знак также рассматривался как представляющий троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Через веру в Господа Иисуса Христа и Его заместительную смерть на кресте. крест, спасение распространяется как бесплатный дар всему человечеству.Учение о троице учит Божеству: единому Богу, существующему в трех различных Лицах. Обе доктрины являются основополагающими как для католиков, так и для протестантов и, безусловно, имеют библейское обоснование. Знак креста в определенные моменты ассоциировался со сверхъестественными силами, такими как отталкивание зла, демонов и т. Д. Этот мистический аспект знака креста полностью ложен и не может быть поддержан библейским никаким образом.

Помимо мистического аспекта, начертание знака креста не является ни правильным, ни неправильным и может быть положительным, если оно служит напоминанием человеку о кресте Христа и / или Троице.К сожалению, это не всегда так, и многие люди просто проходят этапы ритуала подписания, не зная, почему они это делают. Последний анализ знамения креста состоит в том, что оно ни в коем случае не требуется от христиан, потому что оно не наставлено Словом Божьим.

.

Как совершить крестное знамение перед Евангелием на мессе - Алетейя

Для католиков есть быстрый жест, который часто может остаться незамеченным перед чтением Евангелия на мессе. Это краткое начертание креста это не типичный жест, который обычно выполняется, и он содержит много символики.

Жест - прямая имитация того, что диакону (или священнику, если дьякона нет) велят сделать перед тем, как он произнесет слова святого Евангелия.В римском миссале говорится: «Затем большим пальцем правой руки он перекрещивает сначала книгу в начале Евангелия, которую нужно прочитать, а затем себя на лбу, рту и грудь. "

До этого, если дьякон собирается проповедовать Евангелие, священник благословит его там, где он прочитает следующую молитву.

Да пребудет Господь в вашем сердце и на ваших устах,
, чтобы вы могли провозглашать Его Евангелие достойно и хорошо,
во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Подобным образом, когда священник является тем, кто провозглашает Евангелие, он молится этими словами.

Очисти мое сердце и мои уста, Боже всемогущий,
, чтобы я мог достойно возвещать Твое святое Евангелие.

Мирянам и всем остальным, присутствующим на мессе, предлагается совершить аналогичную молитву и сделать такой же жест перед чтением Евангелия. Их побуждают внутренне произнести короткую молитву, которая подготовит их к принятию Слова Божьего.

Да будет Слово Господне в моей голове, на моих устах и ​​в моем сердце.

Это прекрасное действо, имеющее глубокие библейские корни. Например, Бог объясняет народу Израиля произносить определенную фразу («Слушай, Израиль…») на ежедневной основе, но также ставить эту фразу «как подвеску на лоб свой» (Второзаконие 6: 8). Многие евреи восприняли это буквально и положили себе на лоб небольшой свиток. Это было зримым напоминанием о том, что нужно всегда держать в уме Слово Божье.

Во-вторых, молитва напоминает о том, как пророк Исаия получил видение, в котором ангел очистил свои уста горящим углем (см. Исаия 6). Эта связь сохраняется в Чрезвычайной Форме Мессы, где священник читает следующую молитву перед Евангелием.

Очисти мое сердце и мои уста, Боже Всемогущий, Который очистил уста Пророка Исайи горящим углем. По Твоей милости соизволи очистить меня, чтобы я мог достойно провозглашать Твое святое Евангелие.

Наконец, молитва напоминает слова Послания к евреям, где автор пишет: «Слово Божье живо и действенно, острее любого меча обоюдоострого, проникает даже между душой и духом, суставами и мозгом. и способный различать размышления и мысли сердечные »(Евреям 4:12).

Таким образом, когда мы делаем такой жест на мессе, это поистине глубокая молитва, открывающая себя словам Иисуса Христа. Каждый раз, когда мы слушаем Евангелие, Иисус стучится в дверь нашего сердца, ожидая, чтобы войти.Нам просто нужно открыть дверь.

.

Должны ли протестанты креститься? Ответ пастору Дагу Уилсону

В подкасте от 30 декабря 2012 года пастора Дуга Уилсона спросили, что он думает о крестившихся протестантах. Видимо, этот вопрос был задан из-за того, что все больше протестантов начали креститься. Короче говоря, пастор Уилсон ответил: « Это законно, но совершенно неуместно ».

Он уточнил, что это было бы неприемлемо, потому что это могло бы вызвать путаницу, то есть протестант, перекрещивающийся со знамением, может быть ошибочно принят за католика.

В этой публикации в блоге я буду обсуждать: (1) истоки этой практики, (2) почему многие протестанты не крестятся, (3) что этот жест означает для православных христиан, и (4) значение недавнего интерес протестантов к этой древней христианской практике.

Икона Павла IV века

В ранней церкви

Происхождение знака креста неизвестно. Вероятно, сначала он был сделан на лбу крестящихся.Похоже, что люди начали креститься во время первых литургий, а затем перенесли эту практику в повседневную жизнь. Со временем эта практика стала символом христианства. Основываясь на ранних описаниях, мы можем сделать вывод, что жест сначала был сделан, когда один палец проводил пальцем по букве T или X на лбу. Возможно, первые христиане исходили из Бытия 4:15, Иезекииля 9: 4 и Откровения 14: 1 и 22: 4. Затем жест принял более сложные формы: два пальца использовались для обозначения двух сущностей Христа или три пальца для обозначения веры в Троицу.

Хотя происхождение знака креста неясно, очевидно, что первые христиане считали его неотъемлемой частью древней традиции. Апологет второго века, Тертуллиан (ок. 160 / 170-215 / 220), защищал Священное Предание, указывая на крестное знамение как на пример древнего обычая, которого придерживались все христиане. Тертуллиан писал:

И как долго мы будем проводить пилу взад и вперед по этой линии, когда у нас есть древняя практика , которая в результате ожидания сделала для нас состояние, т.е.е., о чем вопрос? Если ни один отрывок Священного Писания не предписывал этого, несомненно, обычай , который без сомнения проистекает из традиции , подтвердил это. Ибо как что-то может быть использовано, если сначала не было передано ? . . . . При каждом шаге вперед и движении, при каждом входе и выходе, когда мы надеваем одежду и обувь, когда мы принимаем ванну, когда мы сидим за столом, когда мы зажигаем лампы, на диване, на сиденье, во всех обычных действиях повседневной жизни, мы начерчиваем на лбу знак .( Де Корона Глава 3)

Если крестное знамение считалось древним обычаем во времена Тертуллиана около 200 г., мы можем сделать вывод, что оно использовалось в первой половине второго века и, возможно, уже в начале второго века, вскоре после смерти апостолов. .

Точно так же Василий Великий (ок. 329–379) указал на крестное знамение как на яркий пример неписаной традиции. В своем О Духе Святом Василий написал:

Из верований и обычаев, как общепринятых, так и общепризнанных, которые сохраняются в Церкви, некоторые из них получены из письменного учения; другие мы получили доставлено нам «в тайне» по традиции апостолов; и оба они по отношению к истинной религии имеют одинаковую силу .И с этим никто не станет возражать - во всяком случае, никто, кто хотя бы в меру разбирается в церковных учреждениях. Ибо, если бы мы попытались отвергнуть такие обычаи , которые не имеют письменного подтверждения, на том основании, что они обладают малой важностью, мы непреднамеренно повредим Евангелие в самых его жизненных принципах; или, скорее, должно сделать наше публичное определение простой фразой и не более того. Например, возьмем первый и самый общий пример : . Кто же оттуда научил нас письменно подписывать крестным знамением тех, кто доверился имени Господа нашего Иисуса Христа? ( О Святом Духе Глава 27, §66)

Василий утверждал, что игнорирование установленного обычая на том основании, что он не имеет библейской поддержки или является тривиальным, «нанесет вред Евангелию в самых его жизненных принципах.”

Защищая крестное знамение, Тертуллиан и Василий Великий предвосхитили и опровергли регулирующий принцип, то есть то, чему не учит Библия, нельзя допускать. Регулирующий принцип, лежащий в основе реформатской герменевтики, указывает на фундаментальную несовместимость реформатской традиции и раннего христианства. Хотя теологически проницательные протестанты могут указать на то, что классическая форма sola scriptura допускает внебиблейские традиции, протестант не сможет согласиться с утверждением Василия, что неписаные традиции « имеют ту же силу », что и Писание, а именно: Православие рассматривает связь между Писанием и Преданием.

Читателям, скептически относящимся к Священному Преданию, следует помнить, что Предание, как и Священное Писание, не упало с неба, а коренится в служении первых Апостолов. В более раннем блоге: «Библейская основа Священного Предания» я исследовал, что Новый Завет говорит о процессе передачи устной и письменной апостольской традиции. Критикуя книгу Кейта Мэтисона Shape of Sola Scriptura , я утверждал, что отцы ранней церкви придерживались не sola scriptura , а как Писания, так и Предания.

В повседневной христианской жизни

Значение знака креста можно увидеть в том, что он широко использовался ранними христианами. Тертуллиан описал, как ранние христиане внедрили эту практику в свою повседневную деятельность, пытаясь освятить все аспекты своей новой жизни во Христе.

При каждом шаге и движении вперед, при каждом входе и выходе, когда мы надеваем одежду и обувь, когда мы принимаем ванну, когда мы сидим за столом, когда мы зажигаем лампы, на диване, на сиденье, во всем обычные действия повседневной жизни, мы начерчиваем на лбу знак .( Де Корона Глава 3)

Двумя веками позже Кирилл (ок. 310-386), Патриарх Иерусалимский, призвал оглашенных включить крестное знамение в повседневную жизнь. В лекции 4 из своих катехизических лекций Кирилл призывал своих слушателей не стыдиться сокрытия своей веры во Христа, но быть смелыми свидетелями Христа, открыто и публично крестясь.

Итак, давайте не будем стыдиться Креста Христова; но хотя другой скроет это, ты открыто запечатай это на своем лбу, чтобы дьяволы могли увидеть царский знак и, трепеща, убежать далеко. Тогда сделайте этот знак во время еды и питья, в сидении, в положении лежа, при вставании, при разговоре, при ходьбе: одним словом, при каждом действии. Ибо Тот, кто был здесь распят, находится на небесах вверху. Если бы после распятия и погребения Он остался в гробнице, нам было бы стыдно; но на самом деле Тот, Кто был распят здесь на Голгофе, вознесся на небо с Елеонской горы на востоке. (НПНФ Том 7 стр. 22)

Фраза «царский знак» указывает на крестное знамение как на знамя, знаменующее присутствие Царства Божьего.Правление Христа требует видимого знамения. Во время Второй мировой войны, когда союзники отбирали город, они снимали нацистский флаг и поднимали флаг первоначального государства. В лекции 13 Кирилл повторил, как крестное знамение должно быть вплетено в повседневную ткань жизни.

Так давайте же не постыдимся исповедовать Распятого. Будь Cross , наша печать сделала жирным шрифтом на лбу и на всем ; над хлебом, который мы едим, и над чашами, которые мы пьем; в наших приходах и уходах; перед сном, когда мы ложимся и когда встаем; когда мы на пути, и когда мы еще находимся.Великолепный консервант; это бесплатно ради бедных; без труда для больных; так как также его благодать от Бога. Это Знак верных и ужас бесовских: ибо Он восторжествовал над ними в нем, явив их открыто ; ибо когда они видят Крест, они напоминают о Распятом; они боятся Того, кто поразил головы дракона . Не презирай Печать из-за свободы дара; за это честь твоего Благодетеля.(НПНФ Том 7 стр.92)

Фраза «на всем» указывает на священство всех верующих (ср. 1 Петра 2: 9). Подобно тому, как христианское духовенство освящало элементы Евхаристии, так и христианские миряне освящали свою обычную трапезу и превращали свою мирскую светскую деятельность в священные моменты, которые стали продолжением Царства Божьего. Это соответствует космическому видению Павла в Послании к Ефесянам о том, что все творение объединено под властью Христа (Ефесянам 1: 19-23).

Вера в движение

Знак креста - это больше, чем ритуальный жест пальцами, это вера в действии.Иоанн Златоуст отметил, что для того, чтобы этот жест был действенным, необходима настоящая вера:

Начиная с не только пальцами нужно выгравировать его, но перед этим с помощью сердца с большой верой . (Евангелие от Матфея, Проповедь 54, НПНФ Том 10 стр. 336)

Совершая крестное знамение, мы видим и телесно подтверждаем нашу веру в Троицу и исповедуем Благую Весть о смерти Христа и Его воскресении на третий день.Святой Иоанн также призывает своих слушателей освятить свой разум и свою душу крестным знамением.

Итак, ты запечатлел в своем разуме и прими спасение наших душ . Ибо этот крест спас и обратил мир, отогнал заблуждение, вернул истину, сделал землю Небом, сделал людей ангелами. Из-за этого дьяволы больше не ужасны, но презренны; ни смерть, ни смерть, а сон; из-за этого все войны против нас повергнуты в землю и попираются.(Евангелие от Матфея, Проповедь 54, НПНФ Том 10 стр. 336)

Знак креста также способствует нашему духовному благополучию. Например, оскорбление может стать камнем преткновения, но крестное знамение может помочь нам сохранить духовное равновесие.

Кто-нибудь тебя оскорбил? Положи на грудь знак , вспомни все, что было тогда сделано; и все гаснет. Не думай только об оскорблениях, но и о том, что оскорбивший тебя сделал тебе какое-нибудь добро, и тотчас ты станешь кротким, или, вернее, подумай прежде всего о страхе Божьем, и скоро ты станешь кротким и кротким. нежный.(Евангелие от Матфея, Проповедь 87, НПНФ, том 10, стр. 518)

Часто, когда православные христиане сталкиваются с испытанием или искушением, они крестятся и молятся: Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного!

Крестное знамение дает искреннему христианину дополнительный импульс в его молитве. Наши телесные действия влияют на наши души. Слишком часто кажется, что думаешь про себя, а не разговариваешь с Богом, но такой жест тела, как преклонение колен или перекрещивание себя, все это меняет.Я подозреваю, что пуританская попытка свести молитву к минимуму может иметь корни в sola fide . «Только вера» может быть превращена в абстрактную интеллектуальную веру без добрых дел и в веру без внешних жестов, таких как крестное знамение или склонение головы в поклонении.

Кристус Виктор

В ранней церкви доминирующим мотивом спасения был Christus Victor - Христос как тот, кто победил смерть и дьявола от нашего имени.Для первых христиан крестное знамение было актом духовной силы. Афанасий Великий (ок. 296–373) в своей книге « De Incarnatione Verbi Dei » обсуждал, как христиане используют знак креста как способ отречься от смерти.

Очень убедительным доказательством уничтожения смерти и ее победы крестом является настоящий факт, а именно этот. Все ученики Христа презирают смерть; они наступают на нее и, вместо того чтобы бояться ее, крестным знамением и верой во Христа попирают ее, как что-то мертвое.( De Incarnatione § 27)

Ранние христиане верили, что крестное знамение было духовной силой, которая победила влияние язычества и идолопоклонства. В качестве акта веры этот сакраментальный жест провозглашает, что Царство Божье пришло, и представляет собой призыв к покаянию, то есть к возвращению Бога как истинного Создателя человечества и творения. Царство Божье, которое было затемнено Падением, теперь явлено. Или, говоря словами покойного протестантского миссиолога Ральфа Винтера: «Королевство наносит ответный удар.”

Крестным знаком , напротив, вся магия остановлена, все колдовство смешано, все идолы брошены и покинуты, и все бессмысленные удовольствия прекращаются, когда око веры смотрит вверх с земли на небо. ( De Incarnatione § 31)

Афанасий связал знамение креста с миссионерством римского общества. Язычество ниспровергалось не только словесным провозглашением Евангелия, но и явлением Царства Христа через крестное знамение.

С тех пор, как Спаситель поселился среди нас, идолопоклонство не только больше не увеличивается, но и становится меньше и постепенно перестает существовать. Точно так же не только мудрость греков больше не прогрессирует, но исчезает то, что было раньше. И демоны, которые так далеки от того, чтобы продолжать навязывать людям свои обманы, дарования оракулов и колдовство, будут побеждены крестным знамением , если они хотя бы попытаются. ( De Incarnatione § 55)

Таким образом, то, что может показаться причудливым церковным ритуалом, на самом деле является древней духовной практикой значительной силы.Этим простым жестом мы провозглашаем приход Царства Божьего, поражение смерти и обновление творения.

Краткое содержание : Хотя происхождение креста неясно, первые христиане считали его неотъемлемой частью христианского Священного Предания. Они рассматривали это как нечто большее, чем церемониальный жест, используемый в церкви, а как жизненно важный акт веры во Христа. Они видели в этом знак победы Христа над грехом, демонами и смертью и как средство освящения падшего творения, тем самым восстанавливая его сакраментальный характер до грехопадения.

Восток Vs. Запад

В то время как знамение креста было универсальным в ранней церкви, оно ни в коем случае не было единообразным. То, как католики крестятся, отличается от того, как православные крестятся. Римско-католическая мода проще. Просто коснитесь лба правой рукой, опустите его к груди, затем коснитесь левого плеча и завершите, коснувшись правого плеча. Делая этот жест, человек говорит: «Во Имя Отца, Сына и Святого Духа.Аминь."

Православный крест

Восточно-православный стиль более сложен. Один соединяет большой палец, указательный палец и правую руку (символизируя Троицу). Затем прижимают четвертый и пятый пальцы к ладони (символизируя две природы Христа). Сначала прикоснитесь ко лбу, затем опустите к груди, затем коснитесь правого плеча и завершите прикосновением к левому плечу. Делая этот жест, человек говорит: «Во Имя Отца, Сына и Святого Духа.Аминь."

За различиями в том, как католики и православные крестятся сегодня, стоит сложная история разногласий, недопонимания и даже отлучения от церкви!

Терпимость первых реформаторов к крестному знамению

Витраж Мартина Лютера

Отношение Мартина Лютера к крестному знамению было положительным. В «Малом катехизисе » Лютера «» мы находим в разделе «Ежедневные молитвы», что христианин должен креститься перед тем, как начать утреннюю и вечернюю молитвы.

Утренняя молитва

Утром, когда встанете, креститесь и скажите:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Затем, встав на колени или стоя, повторите Символ веры и молитву Господню. Если хотите, можете также произнести эту небольшую молитву:

Я благодарю Тебя, мой Небесный Отец, через Иисуса Христа, Твоего дорогого Сына, за то, что Ты сохранил меня этой ночью от всех бед и опасностей; и я молю, чтобы Ты сохранил меня и в этот день от греха и всякого зла, чтобы все мои дела и жизнь нравились Тебе.Ибо в Твои руки предаю себя, свое тело, душу и все остальное. Пусть Твой святой ангел будет со мной, чтобы злой враг не имел власти надо мной. Аминь.

Затем с радостью приступайте к работе, спой гимн, например, гимн Десяти Заповедей, или все, что вам подсказывает ваша преданность.

Лютеранская традиция сегодня весьма разнообразна, но есть высокая церковная ветвь, которая сохраняет и поддерживает такие традиционные элементы, как крестное знамение, литургические богослужения и иконы, подобные витражам.

Похоже, что отношение Жана Кальвина было равнодушным или терпимым. В его Институтах знак креста упоминается в цитате Августина Гиппопотама, относящейся к таинствам крещения и Евхаристии. По сравнению с Лютером Кальвин, кажется, придерживается пренебрежительного отношения, о чем свидетельствует его характеристика креста как «суеверного обряда».

В другом месте, объясняя, как верующие теперь обладают Христом, он говорит: «Ты обретешь Его крестным знамением , , таинством крещения, пищей и питьем на жертвеннике» (Трактат.в Джоанн. 50). Я не спорю, насколько правильно он причисляет суеверный обряд к символам присутствия Христа; но, сравнивая присутствие плоти со знаком креста , он в достаточной степени показывает, что он не имеет представления о двояком теле Христа, одно скрывается под хлебом, а другое сидит видимым на небе. Если есть необходимость в объяснении, тут же добавляется: «Что касается присутствия Его величества, то у нас всегда есть Христос; в отношении присутствия Его плоти справедливо сказано: Меня вы имеете не всегда».'”( Институты 4.17.28)

Хотя Кальвин открыто не выступал против знамения креста, его пренебрежительное отношение со временем переросло в прямую оппозицию со стороны его последователей.

Реформатская оппозиция крестному знамению

В то время как Лютер и его последователи принимали крестное знамение и другие литургические обряды, реформатское движение было более враждебным. Эту враждебность можно найти в 20 главе «Исповедания шотландцев» (1560 г.), где косвенно говорится о необходимости изменить церемонии, которые «разжигают суеверия.Во Втором Гельветическом Признании (1566 г.), Глава 27, мы находим более явное неодобрение.

Таким образом, мы, казалось бы, вводили и восстанавливали иудаизм, если бы мы увеличили количество обрядов и обрядов в Церкви Христа согласно обычаю древней церкви.

Читая между строк, мы видим отказ от обрядов как от креста. Что поражает в приведенном выше предложении, так это готовность ранних кальвинистов дистанцироваться от ранней церкви.В свете того факта, что эти два конфессиональных заявления были составлены незадолго до кончины Кальвина или вскоре после его смерти, указывает на то, что это не более позднее развитие событий, а, вероятно, выражение собственных взглядов Кальвина.

Король Джеймс и пуритане в Хэмптон-Корт (1604 г.)

Взгляды континентальных реформаторов начали распространяться на Англию, где находилась англиканская улица Via Media . Милленарная петиция 1603 года, подписанная тысячей пуританских священников и адресованная королю Джеймсу, призывала к проведению ряда реформ в англиканской церкви.Он призвал прекратить крестное знамение, совершаемое при крещении, и людей, склонивших головы перед именем Иисуса во время церковных служб. Этот отказ согласуется с их приверженностью регулирующему принципу в толковании Библии - то, что Библия не учит, запрещено, и с их желанием очистить или избавить Англиканскую церковь от всех «пап» - всего, что напоминает католицизм. Немного любопытно, что Вестминстерское исповедание и Большой и Краткий катехизисы не критикуют церемонии или обряды, но факт в том, что Шотландское Исповедание (1560 г.) и Второе Гельветское Исповедание (1566 г.) считаются основными конфессиональными заявлениями для реформатских церквей.

Знание этой истории помогает нам понять контуры американского протестантизма. Большая часть американского протестантизма уходит корнями в английский пуританство, например, пуританство Новой Англии, конгрегационализм, пресвитерианство, баптизм и т. Д., И из-за этого мейнстрим американского протестантизма не перекрещивается. Лютеранские и англиканские традиции, которые одобряют крестное знамение или терпимо относятся к нему, как правило, находятся в стороне от американского протестантизма; англикане, потому что они оказались на проигравшей стороне в Войне за независимость, и лютеране, потому что их немецкое этническое и языковое наследие отличалось от англоязычного мейнстрима.Многие протестантские деноминации, возникшие в 1800-х годах, из-за того, что они очень мало или совсем не знали исторического христианства, имели тенденцию отражать общее протестантское отношение к отказу от креста.

Крестное знамение в православном предании

Сами православные кресты

Посетитель православной литургии заметит, что православные христиане крестятся довольно часто. Они могут задаться вопросом: когда же ожидается, что православные христиане крестятся? Ответ может быть разным.Основное ожидание - это крестное знамение всякий раз, когда упоминается Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Некоторые православные христиане перекрестятся при упоминании Девы Марии. Знак креста может также служить сердечным «аминь!» к конкретной вознесенной молитве.

Нет твердого правила, когда и как часто нужно пересекать себя. Главное, чтобы жест был искренним и обращенным к Богу. Я часто говорю посетителям, чтобы они не чувствовали себя обязанными креститься, если они не православные.Они могут это сделать, если захотят, но от них этого не ждут. Можно сказать, что крестное знамение - семейная практика. Это то, чего мы ждем от членов семьи, а не от гостей.

Может оказаться полезным знание различий в взглядах православных, католиков и протестантов на крестное знамение. В воскресенье утром я обычно сижу в задней части церкви, потому что там любят сидеть многие посетители. Когда я вижу гостя или новую семью, я обычно смотрю, крестятся ли они сами или нет, и делают ли они это по-римско-католической или православной моде.Если знак Креста попадает на правое плечо, обычно это показатель того, что человек католик. Обычно тот, кто не крестится на литургии, является намеком на то, что он протестант или что он не христианин. Если кажется, что они заблудились, предлагаю помочь им следовать за литургией.

Следует ли протестантам креститься?

Пастор Дуг Уилсон преувеличил свой ответ, когда объявил, что крестное знамение «совершенно не подходит» протестантам.Хотя он может иметь право говорить от имени своей общины и своей деноминационной группы (CREC, Община реформатских евангелических церквей), у него нет оснований говорить от имени всех протестантов. Он мог утверждать, что креститься неуместно для христиан-реформатов в свете реформатских верований.

В силу исторических обстоятельств подавляющее большинство протестантов не крестится. Я рассматриваю это как факт, который нужно принять, а не как ошибку, которую нужно исправлять. Протестантизм решил уйти от исторических церквей.Я понимаю, что некоторые из протестантов из более традиционных или высоких церквей крестятся, но они являются редким исключением. Когда я вижу, что кто-то на православной литургии не расписывается, я в первую очередь предполагаю, что они, скорее всего, протестанты. Если бы этот человек или семья начали креститься позже, я бы интерпретировал это как знак того, что они движутся в сторону Православия.

Если бы какой-нибудь кальвинист спросил меня, как они совершают крестное знамение, я бы посоветовал им сделать это.Во-первых, я хотел бы отметить, что знамение креста не ограничивается какой-либо одной деноминацией, но было универсальным среди всех христиан ранней церкви. Во-вторых, некоторые из ранних протестантских реформаторов и некоторые современные протестанты высокой церкви (лютеране или англикане) поддерживают эту практику. В-третьих, поскольку это знаменует собой разрыв с реформатским движением, которое избегает церемониализма и внешних знаков, я хотел бы предостеречь кальвинистов, чтобы они считали, что их крестный путь означал бы разрыв с реформатской традицией.Они должны делать это с чистой совестью. В-четвертых, крестное знамение может стать первым шагом на пути к православию. Можно наблюдать православную литургию как сторонний наблюдатель, но креститься во время литургии - значит сделать первый шаг к активному участию в Божественной литургии. Знак креста позволяет заново открыть для себя классическое христианское мировоззрение творения как таинства и Креста как средства, с помощью которого дьявол побежден, Падение человечества обращено вспять и космос искуплен.

Заключение

Отказ Реформатов от креста - хороший пример того, как вылили младенца с водой для ванны. Стремясь дистанцировать протестантизм от римского католицизма, многие христиане-реформаторы были готовы дистанцироваться от ранней церкви, о чем свидетельствует 27 глава Второго гельветского исповедания и общая позиция. Результатом стало отрыв протестантизма от его исторических корней.

Многие протестанты и евангелисты сегодня осознали этот разрыв и стремятся восстановить связь со своим древним христианским наследием.Некоторые, в ответ на бестелесный церебральный подход к богослужению, приняли литургическое богослужение и крестное знамение. Этот интерес, даже среди христиан-реформаторов, вероятно, и вызвал вопрос у пастора Дуга Уилсона. Не так давно поднятие вопроса о том, что кальвинисты крестятся, вызвало бы ужас и недоумение: Почему кальвинист или стойкий евангелист захотел креститься? Зачем вообще задавать вопрос? Но ландшафт протестантизма значительно изменился за последние годы.Евангелисты и христиане-реформаторы сейчас ведут глубокие беседы с католиками и православными христианами. Эти разговоры расширяют теологические парадигмы многих протестантов и заставляют некоторых задавать вопросы, выходящие за рамки обычных богословских параметров.

Вопрос для протестантов

Протестантам, желающим вернуть себе свое древнее христианское наследие, крестившись, рано или поздно придется задаться вопросом, насколько крепко они хотят держаться за свой протестантизм.Я поднимаю этот вопрос, потому что, как указали Тертуллиан и Василий Великий, знамение креста основано не на Писании, а на Традиции. Возникает вопрос, следует ли креститься по модным постмодернистским причинам или потому, что это часть древней христианской священной традиции. Принятие Священного Предания означает серьезное рассмотрение претензий Православной Церкви быть носителем Священного Предания.

Я заканчиваю цитатой Кларка Карлтона о механизме древнего будущего:

Существует также большая разница между заявлением о традиции для себя и заявлением о по традиции .Я, вместе с Уэббером и соавторами его книги, был полностью готов заявить, что историческая Церковь и литургия являются моим собственным пониманием христианства. И все же Я все еще контролировал! Я, в истинно протестантской манере, был судьей и судьей в том, что подходило и не соответствовало моему христианству. Я был готов заявить права на историческую Церковь, но у меня было еще , чтобы признать Ее притязания на меня .

Карлтон, бывший семинарист из южных баптистов, принявший православие, пришел к этой поразительной мысли:

Постепенно я пришел к осознанию того факта, что Священное Предание имеет такое же притязание на мою жизнь, что и само Евангелие , поскольку Предание - это не что иное, как Евангелие, живое на протяжении всей истории.

Роберт Аракаки

Рекомендуемая литература

Покойный отец Питер Гиллквист, евангелист, принявший Православие, посвятил одну главу своей книги « Становление православной» , главу 9 - «Знак для всех христиан» теме крестного знамения.

Статьи по теме

.

Духовное оружие: Крестное знамение

Для католиков нет ничего более естественного, чем креститься. Мы крестимся до и после молитвы; мы крестимся в литургии мессы; мы крестимся, когда благословляем себя святой водой. Тем не менее, хотя мы часто делаем этот знак бездумно, это одно из самых мощных духовных орудий, имеющихся в нашем распоряжении.

Почему мы должны использовать крестное знамение

Священник учит новообращенных, как совершать крестное знамение.

signum crucis , знак креста, могущественен, потому что он отмечает нас как детей Божьих, которые сбросили рабство сатаны и приняли Крест Христов как путь к спасению. Крест уничтожил смерть и ад, и через него Иисус искупил мир. Совершая крестное знамение, мы подтверждаем, что Он искупил нас и что через крещение мы стали детьми Божьими.

Поскольку знамение Креста является знаком нашего искупления, сатана ненавидит его.Демоны бегут от креста, когда он совершается с благоговением. Святой Кирилл Иерусалимский (386 г. н.э.), епископ Иерусалимский, говорит об этом мощном знамении следующее:

Итак, давайте не будем стыдиться Креста Христова; но если кто-то скроет это, ты открыто запечатай это на своем лбу, чтобы дьяволы увидели царственный знак и убежали, дрожа далеко. Подавайте тогда этот знак при еде и питье, при сидении, при лежании, при вставании, при разговоре, при ходьбе: одним словом, при каждом действии.

Как совершить крестное знамение

Как мы перекрещиваемся? Большинство католиков, конечно, знают, но повторить это все равно не повредит.

Во-первых, положение руки. Есть несколько способов сделать это, но наиболее распространенными являются полностью открытая рука, пять пальцев, представляющие пять ран Христа, или использование трех пальцев, представляющих Святую Троицу (см. Иллюстрацию).

Знак затем делается касанием лба, груди, левого плеча и правого плеча.Когда прикасаются ко лбу, мы говорим: «Во имя Отца», когда прикасаемся к груди, мы говорим «и Сына», а когда касаются левого и правого плеч, мы говорим «и о Святой Дух / Дух. Аминь."

Имейте в виду, что в восточном христианстве существуют разные традиции, например, сначала касаться правого плеча. Не существует единственного правильного способа совершить крестное знамение, поэтому используйте тот, который вам удобнее всего.

Один из способов соединиться с нашими предками в вере - это произнести Имя Святой Троицы на латыни, делая знак.Вот слова: «In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Аминь."

Когда совершать крестное знамение

Папа Бенедикт XVI крестится во время мессы.

Как мы можем применить на практике крестное знамение? Вот несколько способов сделать крестное знамение частью своей повседневной жизни.

1. Сразу после пробуждения и перед сном - Крестное знамение сразу после пробуждения и перед сном - это древнее христианство.Это мощный способ посвятить наш день нашему Господу.

2. Проходя мимо католической церкви - Существует прекрасная католическая традиция креститься, проезжая мимо католической церкви, чтобы узнать Иисуса, присутствующего в скинии, и показать ему честь и достоинство.

2. Во имя Святой Троицы - В католической молитве часто упоминается имя Святой Троицы. Чтобы проявить честь Святой Троицы, рекомендуется креститься, когда произносится «Слава да будет» или в любое другое время, когда произносится Имя.

3. В возмещение за богохульство - Имя Бога часто используется в повседневных разговорах. Если вы хотите возместить Богу это злоупотребление Его Именем, вы можете спокойно креститься.

4. Перед входом в комнату или дом - Г.К. Говорят, что Честертон, знаменитый новообращенный католик и гениальный человек, крестился перед входом в любую комнату. Этот католический обычай также применяется к входу в дом, и у многих (включая этого католического джентльмена) есть купели Святой Воды рядом с дверью для благословения при входе или выходе из дома.

5. Благословение людей или вещей - Небольшой знак креста можно начертать на лбу ребенка или на предмете, который вы хотите благословить.

6. Когда боишься - В старых фильмах, связанных с католицизмом, вы часто увидите, как люди крестятся в присутствии смерти, при получении плохих новостей или в общем страхе. К сожалению, этот обычай вышел из употребления, но это отличный способ отогнать страх и вселить мужество.

Есть бесчисленное множество других способов использовать могущественное знамение Креста.Дело в том, что мы должны использовать этот могущественный знак часто и с благоговением, обращая внимание на то, что мы делаем.

Наконец, я хочу закончить еще одной красивой цитатой из Св. Кирилла, которая резюмирует, почему мы должны использовать этот могущественный знак.

«Так давайте же не постыдимся исповедовать Распятого. Будьте Крестом, дерзко запечатанным нашими пальцами на лбу и во всем; над хлебом, который мы едим, и над чашами, которые мы пьем; в наших приходах и уходах; перед сном, когда мы ложимся и когда просыпаемся; когда мы на пути и когда мы еще находимся.Великолепный консервант; это бесплатно для бедных; без труда для больных, потому что и благодать его от Бога. Это Знак верных и боязнь зла; ибо Он победил их в этом, открыто представив их; ибо, когда они видят Крест, они напоминают о Распятом; они боятся Того, Кто поразил головы дракона. Не презирай Печать из-за свободы Дара; но за это скорее почитай Благодетеля твоего.

- г.Кирилл Иерусалимский

Что насчет вас? Как вы используете крестное знамение?

Понравился этот пост? Найдите секунду, чтобы поддержать нас на Patreon!

Связанные

.

Смотрите также